Занимательная химия, опыты для детей

Занимательная химия, опыты для детей

Химия является одной из интереснейших наук, знакомой каждому еще со школьных лет. Наверное, для многих удивительные опыты, проведенные учителем на уроке химии, входят в список того, что запомнилось со школы. Кого-то они просто изумили и порадовали, кого-то заинтересовали и заворожили настолько, что обусловили выбор дальнейшего развития, обучения и соответствующей профессии.

Химия – непростая наука, но увлекательная и полезная. В ней много абстрактных понятий. С ней не все удается потрогать и увидеть. Но определенный уровень химических знаний важен для каждого даже в повседневной жизни.

Химия – наука с огромной историей, берущая начало из арабской алхимии (III-IV века). Еще тогда, используя различные химические материалы, способы и нестандартные решения, алхимики пытались создавать рецепты молодости и красоты, пребывая в поисках эликсира вечной жизни.

Конечно, современная химия существенно отличается от той, что существовала столетия-тысячелетия назад. Сегодня это фундаментальная наука, имеющая в своем распоряжении множество мощных инструментов, материалов и, несомненно, доступной информации. Приобщаться к ней можно еще с дошкольного возраста. Вы, наверное, не раз встречали на полках детских магазинов специальные наборы для проведения занимательных опытов. Возможно, даже приобретали что-то подобное на подарок. Правда, ведь это даже взрослого способно заинтересовать? А почему? Потому что позволяет осуществлять несложные и интересные химические эксперименты с занятным погружением в самое, казалось бы, сложное, с простой интерпретацией основоположных законов и методов указанной науки.

Опыты для детей можно осуществлять и не используя вышеупомянутые наборы. Для многих из них либо найдется все необходимое в доме, либо не составит труда купить отдельные компоненты. Главное, было бы желание. А как это самое желание вызвать у ребенка? Как побудить интерес, познавательное влечение к химии и, возможно, даже любовь и четкий ориентир на дальнейший род профессиональной деятельности? Наглядно, коротко и доступно знакомя с яркими и эффектными трансформациями, положительно воздействуя на эмоциональное состояние в процессе. Если даже ничем большим это не закончится, вы все равно не потратите времени зря. Сделать парочку-тройку увлекательных химических опытов с детьми – отличный вариант совместного времяпрепровождения. Каких именно? Несколько ниже мы представили целую подборку из популярных экспериментов. Уверенны – вам понравится! Выбирайте! А пока еще – ответ на один сопутствующий вопрос: зачем изучать химию? Ребенок его точно задаст, а взрослый (родитель, учитель или др.), будучи во всеоружии, сможет дать внятный развернутый ответ.

Химия – почему она важна для каждого?

То, что дальше написано, можете дословно зачитать ребенку/детям или передать своими словами. А после подкрепите поданную информацию наглядными опытами – успех задачи будет достигнут с вероятностью 99,9 %.

Итак, для чего изучать химию? Потому что она в различных обликах есть везде, окружает каждого из нас. Ее изучение – не что-то абстрактное и нудное, а очень близкое к жизни и может быть весьма увлекательным. Нередко дети именно проведению химических опытов отдают предпочтение перед другими развлечениями.

Домашние эксперименты дают ответы на вопросы типа, почему что-то происходит так, а не иначе. После эти знания можно применять и в обычной жизни, и в процессе обучения в школе. Когда учитель будет давать новую для класса информацию, подготовленный юный исследователь сможет легче воспринять объяснения, уроки будут для него понятнее и интереснее, а результат учебного процесса, закономерно, лучше.

Важно! Начинать изучать химию нужно с самого простого и понятного, например:

√ Вода – это химическое вещество, в составе которого есть два элемента (кислород + водород), а также растворенные газы. Тело человека состоит из воды в среднем на 65-75 %. Вода – основа жизни: где нет воды, нет живого. Если без еды человек может прожить примерно месяц, то без воды – всего лишь несколько дней.

√ Песок – это зачастую практически чистое химическое вещество диоксид кремния. Одна песчинка может весить от десятых долей микрограмма до нескольких миллиграммов. Из песка делают многие изделия, которые нас окружают, например, дороги, тротуарную плитку, песочницы и многое другое. Песок – основной компонент для изготовления стекла.

√ Человек – генератор ежесекундных химических реакций. Вдыхаемый воздух является совокупностью таких хим. веществ, как газы. Выдыхаем мы с вами диоксид углерода (углекислый газ). При мытье рук водой с мылом также реализуется химический процесс. Человеческое тело содержит почти все элементы, представленные в периодической системе Д. И. Менделеева, и каждый из них не просто есть, а за что-то важное для жизнедеятельности отвечает, выполняет определенные биологические функции. Человек – это, без преувеличений, самая что ни есть настоящая химическая лаборатория.

√ Лекарства (таблетки, сиропы, мази, капли и т.д.), которые спасают нас от множества болезней – это тоже химия.

√ Природа. Почему растения зеленые? Потому что в них есть химическое вещество хлорофилл, именно благодаря ему листики, стебли и прочие части растений имеют зеленую окраску.

√ Кухня и химия также взаимосвязаны. Различные химические вещества и реализуемые с их помощью реакции – важные участники процесса приготовления пищи. Яркий пример – поднятие теста при добавлении дрожжей.

Еще один вариант заинтересовать ребенка химией и показать важность данной науки – ознакомиться с информацией о каком-либо ученом-химике. Вместе прочитайте/посмотрите фильм о жизни и деятельности, например Д. И. Менделеева, В. И. Вернадского, Ю. С. Липатова, Л. В. Писаржевского, М. В. Ломоносова, Парацельса. Это отличный способ провести еще одну параллель химия – жизнь.

ТОП-25 химических опытов, которые приведут детей в восторг

  1. «Пенный вулкан».

Материалы (что понадобится?): гидроперит или перекись водорода, аммиачная вода, сульфат меди, моющее средство-гель для посуды, краситель, банка или колба с широким горлом.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • создание катализатора – аммиаката меди (осторожное, буквально по каплям, добавление аммиачной жидкости в сульфат меди, пока не произойдет полное растворение);
  • приготовление водного раствора моющего средства (около 50 мл);
  • смешивание аммиаката и моющего раствора в банке/колбе;
  • быстрое вливание р-вора гидроперита и наблюдение пенящейся картины.

Важные нюансы (что учесть?):

  • концентрация р-вора гидроперита/перекиси водорода прямо пропорциональна интенсивности реакции и эффективности извержения «вулкана», поэтому готовить его лучше всего непосредственно перед применением (оптимальная концентрация – 50 %);
  • чтобы быть полностью готовыми к «извержению» (может быть весьма сильным), под банку/колбу следует поставить какую-то емкость.
  1. «Плавающие мыльные пузыри».

Материалы (что понадобится?): 150-200 г пищевой соды, 6-9 % р-вор уксусной кислоты, мыльные пузыри, аквариум с широким дном.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • равномерное рассыпание соды по дну аквариума;
  • заливание соды уксусной кислотой для получения углекислого газа;
  • проверка наличия СО2 путем опускания ко дну зажженной спички (углекислый газ тяжелее, чем воздух, поэтому он оседает у дна, а спичка в нем моментально тухнет);
  • выдувание пузырей в емкость – они медленно движутся по невидимой горизонтальной линии (грани между углекислым газом и воздухом), создавая впечатление плавания в аквариуме.

Важные нюансы (что учесть?):

  • если нет готовых мыльных пузырей, их можно создать из воды, средства для мытья посуды и глицерина.
  1. «Активность мармеладок».

Материалы (что понадобится?): мармелад, вода, пищевая сода, уксусная/лимонная/яблочная кислота, 2 стакана.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • разрезание мармеладок на полоски длиной 1-3 см;
  • разведение в одном стакане воды 1 ст. л. пищевой соды;
  • создание в другом стакане раствора кислоты;
  • помещение кусочков мармелада в содовый р-вор на 10 минут с последующим их перенесением в кислотный р-вор;
  • наблюдение результатов – мармеладки обрастают пузырьками углекислого газа и благодаря его подъемной силе всплывают, на поверхности пузырьки улетучиваются, ленточки тонут, снова обрастают пузырьками и опять поднимаются вверх (такой круговорот спусков и подъемов происходит до тех пор, пока реактив в емкости не заканчивается).

Важные нюансы (что учесть?):

  • вместо мармелада можно использовать любые другие негигроскопичные пищевые продукты. Очень интересно этот опыт выглядит с желейными червяками;
  • повысить зрелищность можно, играя на количество. Чем больше мармеладок/червяков окажется во втором стакане, тем более бурно будет происходить реакция, в конце концов «подопытные» станут вылезать наружу.
  1. «Поиск щелочи».

Материалы (что понадобится?): полоска лакмусовой бумаги, жидкое мыло/жидкость для мытья посуды, вода, емкость (например, стакан).

Алгоритм проведения (как делать?):

  • растворение в воде небольшого количества моющего средства;
  • погружение лакмуса в раствор;
  • считывание результата (приобретение индикатором синего окраса – свидетельство щелочной реакции, наличия щелочи в моющем веществе).

Важные нюансы (что учесть?):

  • самая распространенная щелочь в бытовых моющих средствах – гидроксид натрия, или каустическая сода. Следовательно, именно ее чаще всего удается обнаружить в результате данного эксперимента;
  • аналогичным способом можно искать кислоту, правда, в более интересных условиях. Будете идти в лес, захватите с собой полоску индикаторной бумаги и бутылку с водой. Увидите муравейник – осторожно опустите в него на какое-то время соломинку. После выньте и смочите каплей воды. Влажной соломинкой дотроньтесь до лакмусовой бумаги – она изменит цвет на указывающий на присутствие муравьиной кислоты.
  1. «Цветные фигуры в молоке».

Материалы (что понадобится?): молоко (по сути – суспензия жировых молекул в воде), водорастворимый жидкий краситель (можно несколько), широкая неглубокая емкость.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание молока в емкость;
  • добавление нескольких капель красителя с помощью пипетки;
  • смачивание ватной палочки в жидком моющем средстве, после чего – касание ею молочной поверхности;
  • превращение молока в движущееся цветное полотно (краски двигаются спирально и формируют затейливые изгибы).

Важные нюансы (что учесть?):

  • в основе опыта – взаимодействие жиров (строение чьих молекул двойственное – гидрофильное и гидрофобное) и ПАВ (со способностью разделять на участки пленку из жировых молекул на поверхности жидкой среды);
  • если использовать разные красители (добавить их в разные участки молока), получится разноцветный разрыв.
  1. «Ее величество вода!».

Материалы (что понадобится?): вода, гидрокарбонат натрия (пищевая сода), лимонная кислота, 2 пробирки.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • насыпание в равных объемах соды и кислоты в две пробирки;
  • наливание воды в одну из пробирок;
  • наблюдение выделения углекислого газа в пробирке с водой и отсутствия изменений в другой;
  • подведение итога, что без воды многие реакции невозможны. Аналогично и с процессами в живых организмах. Плюс еще вода ускоряет различные хим. реакции.
  1. «Что содержит водопроводная вода?».

Материалы (что понадобится?): водопроводная вода, прозрачный стакан.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание воды в стакан;
  • размещение стакана с водой в теплом месте примерно на один час;
  • наблюдение на стенках стакана пузырьков, то есть газов, растворенных в воде;
  • приходим к выводу, что в холодной воде растворение газов лучше, чем в теплой.
  1. «Получение кристаллов йода».

Материалы (что понадобится?): 5 % спиртовой раствор йода, вода, стакан, салфетка.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • смешивание воды и йода в пропорции 1:1 (по 10 мл) в стакане и помещение в холодильник на три часа;
  • извлечение стакана с выпавшим на дне осадком йода из холодильника;
  • сливание жидкости, перемещение йода на салфетку;
  • выжимание материала салфетками, пока йод не начнет рассыпаться.

Важные нюансы (что учесть?):

  • в ходе данного эксперимента реализуется экстрагирование одного компонента из другого (йода из спиртового раствора). Важная роль в процессе отводится воде.
  1. «Крахмал, где ты?».

Материалы (что понадобится?): продукты (картофелина, банан, яблоко, хлеб), крахмал, йод, два стакана, пипетка.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • разведение йода в стакане;
  • разведение крахмала в стакане;
  • капанье с помощью пипетки по несколько капель разведенного йода на половинку картофеля и в стакан с разведенным крахмалом (наблюдение посинения в обоих случаях);
  • поочередное капанье йода на яблоко, банан и хлеб (яблоко не синеет, банан синеет немного, а хлеб сильно);
  • подведение итога о наличии/объемах крахмала в различных продуктах питания по реакции крахмала с йодом, дающей синюю окраску.

Важные нюансы (что учесть?):

  • в данном аналитическом эксперименте йод выступает индикатором содержания крахмала;
  • результат в случае с яблоком может отличаться, в зависимости от его спелости. Если капнуть йод на неспелое яблоко, оно посинеет, если на спелое – нет. Это объясняется способностью крахмала трансформироваться в сахар. В неспелых яблоках присутствует крахмал, который по мере созревания плода становится сахаром.
  1. «Окрашивание пламени».

Материалы (что понадобится?): хлорид натрия (пищевая соль), пинцет, спиртовка.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • помещение с помощью пинцета нескольких крупных кристалликов соли в пламя горелки;
  • наблюдение окрашивания пламени в желтый цвет.

Важные нюансы (что учесть?):

  • этот эксперимент демонстрирует химическую реакцию соединения. Натрий, имеющийся в составе поваренной соли, в ходе горения взаимодействует с кислородом, образуя оксид натрия. Желтое пламя – свидетельство успеха осуществленной реакции;
  • подобные опыты можно проводить, используя другие натрийсодержащие соединения.
  1. «Яйца – потонут или всплывут?».

Материалы (что понадобится?): 2 яйца, 2 стакана, вода, пищевая соль.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание в один стакан простой чистой воды, помещение туда одного яйца, наблюдение, как яйцо опустилось на дно;
  • наливание в другой стакан теплой воды, размешивание в ней пяти ложек соли, ожидание, пока вода остынет, опускание второго яйца, которое будет плавать у поверхности;
  • подытоживание сути опыта, заключающейся в разности плотностей воды и соляного раствора. Плотность яйца намного больше, нежели у воды, и меньше, по сравнению с р-вором соли. Соответственно, в первом случае оно тонет, во втором держится наверху.

Важные нюансы (что учесть?):

  • если в случае с чистой водой, яйцо всплыло, оно протухшее, его нельзя есть, нужно выбросить, а для чистоты эксперимента использовать другое яйцо.
  1. «Готовим леденцы!».

Материалы (что понадобится?): вода, 2 стакана, 5 стаканов сахара, кулинарные деревянные палочки, плотная бумага, кастрюля, пищевые красители.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • варка сахарного сиропа (1/4 стакана воды + 2 ст. л. сахара);
  • высыпание небольшого количества сахара на бумагу;
  • поочередное обмакивание каждой палочки в сироп с последующим сбором ими и равномерным распределением сахаринок + выдерживание в течение ночи для надлежащего высушивания;
  • с утра растворение пяти стаканов сахара в двух стаканах воды на огне + 15-минутное остывание;
  • разливание сиропа по емкостям + добавление пищевых красителей;
  • погружение палочек-заготовок в формы с сиропом так, чтобы исключить прикосновение со стенками и дном;
  • ожидание результата с возможностью последующего кушанья лакомств – леденцы готовы.

Важные нюансы (что учесть?):

  • чтобы не испортить результат, остывание не должно быть чрезмерно долгим. Указанные 15 минут оптимальны. Если продержать дольше, кристаллы не станут расти;
  • для погружения заготовленных палочек в сироп можно использовать прищепку;
  • данный эксперимент особенно понравится сладкоежкам и может стать настоящей находкой, если детей предыдущие опыты не заинтересовали.
  1. «Самонадувающийся шарик».

Материалы (что понадобится?): воздушные шарики, пустая бутылка емкостью 1 или 1,5 литра, чайная ложка, воронка, столовый уксус, гидрокарбонат натрия (пищевая сода).

Алгоритм проведения (как делать?):

  • заполнение бутылки на треть уксусом;
  • засыпание в шарик с помощью воронки двух-трех чайных ложек соды;
  • надевание шарика на бутылку – и он, наполненный образующимся в ходе реакции углекислым газом, надувается.

Важные нюансы (что учесть?):

  • в результате данного опыта получается надутый шарик, но он не поднимается вверх. Если хотите, чтобы воздушный шарик завис у потолка, потрите его о какой-либо синтетический материал и отпустите – задача будет выполнена. Шарик продержится вверху до 5 часов.
  1. «Мягкое яйцо».

Материалы (что понадобится?): 2 сырых яйца, 2 стеклянные банки, вода, столовый уксус.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание в банки рабочих сред (в одну – обычной воды, во вторую – уксуса) и погружение в каждую из них по яйцу;
  • ожидание результата на протяжении нескольких часов;
  • спустя 5-6 часов можно наблюдать первые изменения – частичное размягчение яичной скорлупы, контактировавшей с уксусом, и начальную твердость яйца, находившегося в воде.

Важные нюансы (что учесть?):

  • если хочется с помощью уксуса размягчить яйцо полностью/достичь эффекта «самоочищения», нужно выждать хотя бы неделю, лучше – 10 дней. Если еще дольше, размякшая скорлупа исчезнет совсем. Все это объясняется реакцией декальцинирования. Уксусная кислота растворяет углекислый кальций, являющийся компонентом яичной скорлупы. В зависимости от степени растворения и можно наблюдать мягкость, а после и вовсе исчезновение скорлупы.
  1. «Трехслойная жидкость».

Материалы (что понадобится?): три жидкие среды (сок, спирт, растительное масло), пищевой краситель, емкость с высокими прозрачными стенками (например, стакан).

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание на дно посуды сока;
  • аккуратное добавление по стенке растительного масла;
  • аналогичное к предыдущему способу вливание спирта на масло;
  • наблюдение красивого ровного распределения жидкостей в три слоя.

Важные нюансы (что учесть?):

  • чтобы сделать опыт более ярким и красочным, можно использовать красители. Особенно актуально подкрашивание спирта;
  • нельзя нарушать указанную очередность вливания материалов. Вся суть эксперимента заключается в разности плотностей данных сред. Важна такова последовательность: от наибольшей плотности снизу до наименьшей сверху. Если не придержаться этого правила, все смешается и результат не оправдает ожиданий;
  • три слоя – это лишь один из вариантов. На самом деле, количество слоев может быть разным. Главное при проведении эксперимента не пренебрегать предыдущим пунктом.
  1. «Лизун своими руками».

Материалы (что понадобится?): картофель, сито, миска, тоник с хинином.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • измельчение картофелины и размещение ее в горячей воде на 10-15 минут;
  • сливание через сито для выпадения в осадок крахмала, который и должен остаться в миске;
  • высушивание крахмала в течение нескольких дней;
  • соединение крахмала с тоником + замешивание «теста»;
  • наблюдение, что получилась субстанция, сохраняющая консистенцию в руках и моментально растекающаяся, когда ее перестать месить, то есть неньютоновская жидкость, способная твердеть и повторно становиться жидкой.

Важные нюансы (что учесть?):

  • при сцеживании картофеля, воду можно подкрасить с помощью красителя для наглядности;
  • если есть ультрафиолетовая лампа, ею можно осветить получившегося лизуна и увидеть просто волшебное зрелище – свечение «теста», благодаря содержащемуся в тонике хинину.
  1. «Как сделать «корову» из молока?».

Материалы (что понадобится?): 1 стакан молока, 1 столовая ложка уксуса, пищевой краситель.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • добавление в горячее, но не кипящее молоко уксуса + интенсивное перемешивание, с целью выделения белка казеина;
  • отцеживание получившихся плотных белых сгустков, незначительное просушивание, размягчение и компонировка с красителем;
  • помещение получившейся массы в форму для придания желаемого внешнего вида или вылепливание фигурки, хоть той же коровы, ребенком;
  • получение спустя два дня готовой игрушки – очень прочной и гипоаллергенной.

Важные нюансы (что учесть?):

  • эксперимент позволяет сделать жидкое твердым (корову – это образно), не прибегая к заморозке;
  • таким образом, можно создать, например, пуговицу, украшения и что-либо иное, на что хватит фантазии.
  1. «Секретная информация».

Материалы (что понадобится?): рис, йод, бумага, кисточка, ватный тампон.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • варка риса, сливание отвара;
  • обмакивание в отвар кисточки и создание «тайного послания» на бумаге;
  • ожидание высыхания, когда написанное становится невидимым.

Важные нюансы (что учесть?):

  • чтобы информация, оставленная на бумаге с помощью рисового отвара, стала доступной, чтобы «раскрыть тайну», необходимо ватный тампон смочить йодом и провести им по бумаге. В результате химической реакции между йодом и крахмалом, буквы приобретут синий окрас и все скрытое можно будет прочитать.
  1. «Окрашиваем цветы».

Материалы (что понадобится?): цветы, стакан, аммиак (нашатырный спирт), эфир.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • наливание в стакан эфира + добавление аммиака;
  • погружение цветов в стакан (в эфирно-аммиачную среду) бутонами вверх (бутоны не должны касаться жидкости);
  • накрывание стакана крышкой, выжидание;
  • наблюдение и трактовка результатов. Аммиак и эфир – летучие вещества. Пары первого создают в лепестках цветов щелочную среду, а второго – экстрагируют красители из растительных клеток. Поскольку большинство растительных красителей – это природные индикаторы, то есть они способны менять окрас, в зависимости от среды, в которую попадают (кислотной, нейтральной, щелочной). В данном случае среда щелочная, цветовые изменения соответствующие.

Важные нюансы (что учесть?):

  • итоговый окрас цветов зависит от начального: белые цветы желтеют, розовые и фиолетовые становятся ярко-зелеными и т.д.;
  • не используйте желтые цветы, лютики и ноготки – изменения не произойдут;
  • для реализации описанного эксперимента можно взять красные осенние листья (мгновенно станут зелеными);
  • подобную реакцию можно наблюдать с чаем. Если в обычный черный чай положить лимон, он посветлеет, что можно будет объяснить кислой средой.
  1. «Черный сахар».

Материалы (что понадобится?): вода, серная кислота, сахарная пудра, хим. стакан, стеклянная палочка.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • насыпание сахарной пудры в стакан;
  • добавление небольшого количества воды + перемешивание;
  • внесение концентрированной серной кислоты + перемешивание до начала сильной экзотермической реакции;
  • наблюдение за тем, как сахар становится мягким пористым черным углем, пенится и вытесняется из стакана.

Важные нюансы (что учесть?):

  • суть эксперимента заключается в сжигании сахара серной кислотой на воздухе и в присутствии воды. Указанная кислота очень «жадная» к воде, поэтому способна взять ее даже из молекул сахара;
  • так как актуализируется экзотермическая реакция, она сопровождается выделением теплоты. В результате вода испаряется, остается лишь твердый сухой остаток.
  1. «Дым без огня».

Материалы (что понадобится?): тиосульфат натрия, гидроперит (комплекс пероксида водорода и мочевины), вода, чашка (фарфоровая или Петри).

Алгоритм проведения (как делать?):

  • насыпание тиосульфата натрия в чашку;
  • смачивание водой таблетки гидроперита для извлечения окислителя пероксида водорода и аккуратное ее вдавливание в тиосульфат натрия;
  • наблюдение результата – выделения густого белого дыма, которое происходит практически сразу же. Теперь поговорка «дыма без огня не бывает», теряет всякий смысл, не правда ли?

Важные нюансы (что учесть?):

  • в ходе реакции образуются пары воды и диоксид серы (токсичное, резко пахнущее вещество), поэтому опыт важно осуществлять в помещении с хорошим проветриванием либо же под тягой;
  • описанный способ не единственный, позволяющий получить дым без огня. Другая химическая реакция предвидит применение таких веществ, как карбонат калия (высыпать ровным слоем на дно колбы), 25 % раствор аммиака (смочить углекислый калий) и концентрированная соляная кислота (медленно полить небольшим количеством сверху). В результате белый дым, выходя из колбы, сползает по ее стенкам и стелется по столу. Все объясняется выделением хлористого аммония, когда взаимодействуют аммиак и соляная кислота. Прижимание к поверхности стола – за выделяющимся углекислым газом, который тяжелее, чем воздух.
  1. «Искусственный снег».

Материалы (что понадобится?): бензойная кислота, холодная вода (можно плюс лед), 400-500 мл химический стакан, фарфоровая чаша, азбестовая сетка, спиртовка, небольшая ветка дерева.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • насыпание бензойной кислоты в стакан так, чтобы покрыть дно;
  • помещение внутрь ветки;
  • размещение сверху стакана фарфоровой чашки с водой (возможно, также со льдом);
  • установка стакана на асбестовой сетке + его нагревание при помощи спиртовки;
  • возгонка бензойной кислоты при 100 °С;
  • охлаждение, в результате которого веточка покрывается бесцветными кристаллами, создается иллюзия появления снега.

Важные нюансы (что учесть?):

  • данная реакция позволяет создать снег, который так любят дети, в любое время года. Да, он будет ненастоящим, но выглядеть будет отлично;
  • нагревание можно осуществлять также на электроплитке.
  1. «Кровавые руки, или Фильм ужасов».

Материалы (что понадобится?): роданид аммония, хлорид железа, 2 чашки Петри.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • приготовление двух растворов – роданида аммония и хлорида железа;
  • выливание обоих растворов в чашки Петри (каждого – в отдельную);
  • погружение одной руки в один р-вор, другой – в иной;
  • трение ладоней и получение «окровавленного» эффекта, в результате образования нового соединения – ярко-красного роданида железа.

Важные нюансы (что учесть?):

  • этот опыт подойдет не всем, поскольку у каждого – свое отношение к подобным вещам. Но если подать ребенку данную реакцию, как создание фильменной крови, кровеимитацию (способ, к слову, очень популярен у создателей боевиков и триллеров), то эксперимент имеет право быть;
  • если нет в распоряжении указанных выше материалов, то вместо роданида аммония можно использовать роданид калия, а хлорид железа допустимо заменить нитратом железа (III).
  1. «Красные гвозди».

Материалы (что понадобится?): медный купорос (сульфат меди (II)), вода, стакан, гвозди.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • растворение небольшого количества медного купороса в стакане с водой;
  • погружение внутрь гвоздя/гвоздей;
  • наблюдение, что спустя какое-то время гвоздь покраснел, а раствор стал зеленоватым;
  • подытоживание, что в ходе химической реакции на поверхности гвоздя сформировался слой меди.
  1. «Песочная змея».

Материалы (что понадобится?): пищевая сода, сахарная пудра, изопропанол (спирт изопропиловый), речной песок, спички, керамическая плитка, стакан.

Алгоритм проведения (как делать?):

  • приготовление в стакане рабочего материала (1-2 ложки пищевой соды + 2-4 ложки сахарной пудры; пропорция – 1:2; тщательное перемешивание);
  • насыпание песка горкой на негорючую поверхность, формирование сверху площадки с небольшим углублением;
  • обильное пропитывание песка изопропиловым спиртом (оптимально – если весь песок будет влажным);
  • насыпание на вершину подготовленной смеси сода-пудра;
  • поджог «вулкана», в результате которого из него появляется черная пористая «змея».

Важные нюансы (что учесть?):

  • с помощью данного эксперимента можно наглядно продемонстрировать, как огонь воздействует на комплекс пищевой соды и сахарной пудры.

Опыты – это сложно, опасно и вредно? Не рубите с плеча!

У многих химия ассоциируется с вредными материалами, сложными экспериментами и опасностью, уж тем более в домашних условиях. Вы из их числа? Значит вы не ознакомились с вышеприведенным списком опытов для детей. Если бы детально его рассмотрели, то поняли бы, что все, кроме того, что интересно, поучительно и захватывающе, еще и элементарно просто. Существует масса увлекательных экспериментов, не несущих вреда здоровью хотя бы при минимальном соблюдении техники безопасности. Боитесь взрывов, воздействия едких запахов и клубов дыма? Есть много опытов без таковых.

Часто взрослых отпугивает сложность процесса, мол времени нужно много, реактивы и оборудование необходимо где-то искать. Лабораторная посуда – это хорошо, но на самом деле, в случае необходимости, вполне можно обойтись подручными средствами. Часто достаточно материалов, которые есть на каждой кухне, которые можно купить в ближайшем магазине или аптеке.

Бытовые альтернативы лабораторной химической посуде:

  • пробирки → флакончики от таблеток;
  • специальные емкости для хранения реактивов → обычные стеклянные банки, например, из-под детского питания или майонеза;
  • лабораторные палочки для перемешивания → стальные и деревянные ложки;
  • штатив для фиксации пробирок → брусок со сквозными отверстиями и т.д.

При осуществлении нагрева пробирок (ну или флаконов от лекарств) предотвратить обжигание при держании изделия в руке можно, соорудив самодельный держатель из бельевой прищепки и куска проволоки. Необходимый для фильтрации веществ бумажный фильтр не составляет труда сделать самостоятельно. А вообще мерная посуда, нагревательные приспособления и много другое в лаборатории и дома на кухне при проведении детских опытов взаимозаменяемо. Если не искать отмазок, то речи о сложности, вреде и опасности опытов для детей не будет.

Несколько разноплановых советов, для тех, кто желает экспериментировать всей семьей:

  • начинайте с самого простого, постепенно продвигаясь к более сложному. Сначала нужно освоить основные процессы и понятия, чтобы после не составляло труда применять их на практике в более замысловатых экспериментах;
  • конспектируйте. Лабораторный журнал – это находка при проведении домашних экспериментов вместе с детьми. В нем можно делать записи, зарисовки, составлять план работы, описывать этапы процесса, структурировать информацию, подводить итоги и т.д.;
  • рассмотрите вариант проведения химических конкурсов – это еще интереснее. Можно соревноваться, у кого опыт удачнее. Можно демонстрировать различные реакции на семейных праздниках или, как вариант, снимать видеоролики и выставлять их в социальных сетях, на интернет-каналах и т.д., продвигая новый интересный контент. Здесь, как говорится, каждому свое;
  • всегда ставьте безопасность на первое место.

Основы техники безопасности при проведении опытов для детей

Познавательность, интересное времяпрепровождение, веселье – это все, зрительно выступающее на первый план при демонстрации химических экспериментов для детей, проведении опытов вместе с ними. Но есть еще одна важная сторона – безопасность. Соблюдение техники безопасности – аспект в рассматриваемом сегменте не сложный, однако, вместе с тем, не приемлющий никаких «но». И о нем обязательно нужно позаботиться. А чтобы это сделать, необходимо знать, что к чему. Дальше вы найдете всю необходимую информацию:

  • осуществлять любые химические эксперименты детям необходимо совместно со взрослыми либо под их наблюдением;
  • для проведения опытов необходимо подготовить отдельное место, лучше всего стол или хотя бы железный поднос. В кровати, на ковре и т.д. использовать химические материалы и реализовывать какие-либо реакции нельзя;
  • важно использовать элементарную спецодежду. Резиновые перчатки, которые можно купить в любой аптеке или ближайшем хозяйственном магазине – то, что точно не помешает. В более сложных опытах они поспособствуют безопасности, в легких и простых – помогут сохранить руки в чистоте. Желательный рабочий аксессуар – лабораторный халат или плотный фартук. Иногда не помешают защитные очки;
  • делайте разделение лабораторной посуды и той, что для еды. Если брали какую-то емкость для опытов, не используйте ее после при употреблении пищи;
  • жесткое обращение с животными, нанесение вреда экологии – под запретом. Химические отходы необходимо правильно нейтрализовать, в том числе кислотные – при помощи соды, щелочные – уксусной кислотой;
  • при проверке запаха реактива, газообразной среды или жидкости, никогда нельзя подносить емкость прямо к лицу. Правильно в таком случае держать сосуд на неком расстоянии и помахивать рукой над ним, передвигая воздух с запахом в свою сторону. Это позволяет предотвратить ожоги и отравления;
  • домашние условия требуют задействования небольших количеств реактивов;
  • посуду с реактивом, который должен в ней некоторое время храниться, всегда следует маркировать, чтобы каждый, кто не в теме, не трогал то, что ему не нужно. Этикетка должна ясно свидетельствовать о том, что находится внутри;
  • держать все емкости с химическими веществами необходимо плотно закрытыми.

«Система Оптимум» – ваш помощник в вопросах поставки химических веществ и лабораторной посуды

Если вам понравилась наша статья, благодарим за внимание и радуемся, что стали полезны. Если вы уже успели провести какой-либо из экспериментов и хотите поделиться опытом или же вам нужны ответы на дополнительные вопросы перед тем, как приступить к делу, пишите комментарии. Если нужны химические реагенты, различные вещества, лабораторная посуда, оборудование и прочее для демонстрации опытов ученикам, студентам или другому более-менее широкому кругу слушателей, звоните нам по контактным номерам.

Мы много лет работаем в сфере обеспечения рынка хим. продукцией, лаб. оснащением и сопутствующими товарами. У нас – огромный каталог и выгодные условия сотрудничества. Будем рады помочь вам в решении поставленных задач, сосредоточенных на развитии влечения и заинтересованности будущих поколений в «чудесах» науки химии.

Заказ звонка
Спасибо за Ваше обращение. Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Произошла ошибка при отправке письма. Свяжитесь пожалуйста с менеджером.