Тосол или антифриз – в чем отличие и какая охлаждающая жидкость лучше

Тосол или антифриз – в чем отличие и какая охлаждающая жидкость лучше

Что лучше – тосол или антифриз. Составляющие вещества и их влияние

Когда в очередной раз наступает необходимость купить охлаждающую жидкость (ОЖ) для авто, актуализируется все тот же вопрос: что лучше – тосол или антифриз? Конструкция автомобиля такова, что для поддержки производительности и функциональности все время нужно задействовать ряд специальных жидкостей, одна из которых – охлаждайка для двигателя. Казалось бы, она нужна всегда, покупать ее приходится неоднократно, значит вопрос должен быть выяснен и понятен. Но так бывает, если один раз взять и разобраться в его сути основательно. Если же сильно не вникать в назначение, состав и прочие аспекты, каждый раз заливая то, что в магазине или на СТО порекомендовали, полного понимания картины не получится. Время от времени опять будет возникать недопонимание по поводу актуального жидкого охладителя.

Размытость информации способна приводить к неправильному (несоответствующему) выбору спецжидкости. И это плохо, ведь от ОЖ напрямую зависит эффективность охлаждения двигателя транспортного средства. Чтобы была реализована надлежащая защита ДВС от перегрева, следует ответственно выбирать охлаждающую его жидкость.

Рекомендуем раз и как следует во всем разобраться, в частности в назначении, составляющих веществах и выполняемых ими задачах. Какие отличия имеют тосол с антифризом, что лучше в том или ином случае и т.д. – ответы на все ключевые вопросы получите из этой статьи.

Охлаждающая жидкость, тосол, антифриз: разбор понятий

Охлаждающая, или жидкость охлаждения (ОЖ) – это жидкий теплоноситель для охлаждающей системы двигателя внутреннего сгорания. Помимо передачи тепловой энергии (основоположная функция), функционалом предусматриваются защита системы от коррозии и накипи, предотвращение разрывов, которые способны провоцировать замерзание и нагревание, защита самой жидкости от негативных термохимических изменений. В современных вариантах перечисленное положено на специальные присадки, вводимые в состав. Основой же охлаждайки принято считать совокупность воды и антифриза. В продаже может присутствовать, как готовый к использованию продукт, так и ОЖ в виде концентрата, который перед заливом в систему необходимо развести с водой в определенной пропорции.

Все жидкости охлаждения делятся на две группы:

  1. Летние. Эксплуатируются в теплые сезоны и в безморозных климатических условиях. Обычно это смесь воды с ингибирующими коррозионные проявления присадками.
  2. Зимние. Они же – низкозамерзающие, или антифризы. Помимо воды и специальных присадок от коррозии, они предусматривают вхождение низкозамерзающего компонента (этиленгликоля или пропиленгликоля). Современные антифризы имеют столь примечательные эксплуатационные параметры, что при умеренном и холодном климате могут применяться круглый год, нивелируя потребность в применении летних ОЖ.

То есть, антифриз – это понятие, определяющее все охлаждающие жидкости, которые не подвергаются замерзанию, когда температура опускается ниже 0 ℃. Вообще антифризы находят применение в очень разной технике и задействуются с вариативными целями. Использование качественного автомобильного антифриза – залог оптимального охлаждения ДВС в любом рабочем режиме.

Что касается тосола, то на просторах интернета и в прямом общении можно встретить отличающиеся определения данного понятия. Разные производители даже могут давать это название отличающимся продуктам и делать это не всегда правильно, заводя потребителей в заблуждение. Распространено мнение, что тосол – это жидкость охлаждающая для отечественных автомобилей, в то время, как антифризы предназначены для иномарок. Кто-то тосолами считает ОЖ отечественного производства, а антифризами – зарубежного. Немало людей, которые в своем понимании между двумя этими понятиями ставят знак равенства, вообще их никак не разделяя. Мы бы хотели вас сориентировать следующим образом: тосол – это тоже антифриз, но не каждый. Это отдельная формула, которая имеет давнюю практику, материалы под торговой маркой «Тосол» (от ТОС – технология органического синтеза) получили широкое распространение в советские времена, а на сегодняшний день подходят далеко не для всех авто. Иначе говоря, хотя антифризы в народе нередко называют тосолами, это вовсе не обязательно соответствует действительности.

Для чего нужны ОЖ: назначение и параметры эффективности

В ходе эксплуатации на жидкость охлаждающую возлагается выполнение целого ряда функций. Она должна отводить тепло, реализовывать коррозионную защиту, смазывать движущиеся элементы, препятствовать появлению отложений, принимать участие в отоплении салона в холодное время года и т.д. На старте справляясь со всем на «отлично», со временем она теряет свои свойства и подлежит замене.

Если обобщить, то ОЖ как неотъемлемые участники автосистем, отвечающих за поддержку оптимальной температуры силового агрегата, транслируют тепло в охлаждающих системах двигателей и иных механизмах. Отводят/передают тепло с одних элементов на другие. Способствуют контролю и управлению рабочей температурой деталей авто.

Известно, что двигатель при эксплуатации автомобиля выполняет свою работу при очень высоких параметрах t, и без должного охлаждения он может перегреться и повредиться. Жидкость-охладитель играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая стабильную температуру мотора и не допуская его перегрев. Теплоизбыток с ее помощью подлежит отводу в атмосферу через систему охлаждения.

В целом, ОЖ переносит тепло, охлаждает и обогревает. Плюс выполняет немало важных дополнительных функций.

Ключевой функционал можно систематизировать следующим перечнем:

√ Охлаждение двигателя. Основной задачей рассматриваемых жидкостей является отвод тепла от двигателя. Внутреннее сгорание и трение в моторе порождают огромные объемы тепла, и без надлежащего охлаждения двигатель быстро достиг бы критической температуры, что могло бы вызвать его поломку. ОЖ, циркулируя через силовой агрегат, как уже было сказано, забирает избыточное тепло и отводит его к радиатору для дальнейшего охлаждения.

√ Препятствование замерзанию и перегреву. ОЖ также предназначены для защиты двигателя от экстремальных температур. В зимний период при отрицательной t окружающей среды они предотвращают замерзание жидкости в системе, что могло бы повредить радиатор и трубопроводы, а также не допускают «замораживание» самой системы. В летние жаркие дни они, напротив, не допускают перегрев ДВС, обеспечивая его стабильную работу. Благодаря хорошей теплопроводности и теплоемкости осуществляется эффективный отвод тепла от автомобильного мотора. Это помогает поддерживать оптимальную температуру и предотвращать перегрев.

√ Защита от коррозии, ржавчины и накипи. Рассматривая группа автомобильных жидкостей предусматривает наличие спец. добавок и ингибиторов, на которые положено противостояние коррозии, образованию ржавчины и различных отложений. Все перечисленное опасно для радиатора, насосного оборудования, трубопроводов и других участков, для которых важна хорошая функциональная система охлаждения. Каждый аспект вполне способен спровоцировать серьезные поломки и утечки охладителя.

А чтобы рассматриваемая жидкость (тосол или антифриз) выполняла свой комплекс задач в лучшем виде, она должна обладать такими параметрами эффективности:

  • макс. высокая t закипания (выше 100 ℃);
  • оптимальная теплопроводность;
  • антивспенивание;
  • непровоцирование появления отложений;
  • ненанесение вреда резиновым и металлическим деталям;
  • отсутствие кристаллизации в морозных условиях;
  • значительный эксплуатационный ресурс.

Поскольку и антифризу, и тосолу характерно максимальное соответствие перечисленному, они и находят широкое применение среди потребителей.

Тосол и антифриз ‒ какая между ними разница

Как тосол, так и антифриз – это автомобильные жидкости для охлаждения силового агрегата. Несмотря на то, что обе используются для поддержания температурного режима двигателя, между ними могут быть некие различия, знак равенства поставить можно, но не всегда. Давайте об этих различиях и поговорим:

  1. Состав и назначение.

Тосол был разработан в семидесятые годы прошлого века советскими специалистами как удовлетворение запроса по охлаждающим жидкостям более высокого качества, по сравнению с теми, что использовались ранее. Был создан и закреплен некий стандарт по составу. Материал представлял собой смесь воды, этиленгликоля и ряда присадок. Рецептура, по сути, соответствовала тогдашним зарубежным аналогам, принципиальных отличий не было. Но в девяностых годах создание тосола по ГОСТу прекратилось. Начиная с того времени и до современных вариантов – это жидкости, состав которых не подлежит жесткому контролю. Разные производители варьируют компоненты и их соотношение, руководствуясь собственными внутренними нормами.

Антифриз является более общим термином и может описывать различные жидкости, не замерзающие при отрицательных температурах и используемые для охлаждения. Он может быть как органическим, так и неорганическим. Может иметь разный химический состав. Применение возможно в очень разной технике и с широким перечнем целей.

  1. Цвет. Тосол по классике имеет синий цвет. Это обусловлено добавлением специфических красителей, которые помогают идентифицировать его и различать от других жидкостей. Антифризы могут быть самых разных цветов, в зависимости от состава, например, красными, зелеными или фиолетовыми.
  2. Эффективность в разных условиях. Что выбрать – синий тосол или другого цвета антифриз – зачастую зависит от температурных параметров окружающей среды. Температура замерзания тосола – -40 ℃. Он наиболее эффективен в предотвращении замерзания и коррозии, если нет риска, что температура опустится ниже. Антифризы же могут охватывать самый широкий температурный диапазон, и выбрать из них подходящий в конкретном случае вариант не составляет труда.
  3. Смешиваемость. Смешивать тосол и антифриз с водой лучше всего в определенных пропорциях, чтобы обеспечить правильное соотношение и эффективную работу охлаждающей системы. Антифризы, требующие смешивания с водой, могут предусматривать разные оптимальные пропорции. В каждом отдельном случае важно соблюдать рекомендации конкретно одного производителя.

Что входит в состав тосола и антифриза?

Развитие автомобилестроения привело к тому, что просто воду для охлаждения стало невозможно применять. Вода не соответствовала новым требованиям, которые стали выдвигаться к теплоносителям для охлаждения ДВС. Расширение спектра рабочих температур было положено на всевозможные хим. составы.

Сегодня, не зависимо от того, кто и какую жидкость для охлаждения создает, состав предусматривает перечень постоянных компонентов:

  • двухатомный спирт. Главным образом, обладающие оптимальными теплопроводностью и теплоотводом этиленгликоль и пропиленгликоль (купить и тот, и другой, к слову, для создания ОЖ на выгодных условиях в Украине можно у компании «Система Оптимум»). Этиленгликолевые антифризы – более бюджетные, пропиленгликолевые – подороже, но являются самыми экологичными, безопасными для человека и окружающей среды;
  • дистиллированная вода. Задача данного компонента – повышать порог замерзания жидкости. Дистиллированность – обязательное условие, позволяющее противостоять образованию накипи на различных участках системы;
  • присадки. На спирт и воду приходится около 90-95 % состава, который имеют тосол или антифриз. 5-10 % занимают присадки (минеральные или органические добавки). Они используются неспроста. С их помощью жидкость получает новые защитные свойства. Благодаря им исключается коррозионное воздействие на металлы. Более детальная информация о значении присадок – чуть ниже.

Справочная информация, или Какие классы охлаждающей жидкости существуют

Ранее каждая из ОЖ принадлежала к одному из двух классов: G11 или G12. Сегодня разделяют пять основных классов, с особенностями которых мы и предлагаем ознакомиться, чтобы понять, что все-таки лучше подойдет, если выбирать между тосолом и другими антифризами:

  1. G11. Жидкости, состоящие из дистиллированной воды, этиленгликоля и небольшой части антикоррозионных (органических или неорганических) присадок. Реализуют комбинированную защиту охлаждающей системы ДВС. Образуя пленку на элементах системы, они защищают их от появления ржавчины. К этому классу принадлежит, в частности, тосол. В целом же, эти продукты выпускаются синими или зелеными, однако возможны исключения. Поэтому при выборе следует обращать внимание не только на цвет, но и на маркировку. Данные жидкости рекомендованы для авто с годом выпуска до 1996-1998. Срок службы не превышает 3-х лет.
  2. G12. Сюда принадлежат водно-этиленгликолевые антифризы с карбоксилатными составами, дополняемые органическими присадками. Они непосредственно действуют на коррозионные очаги, хороши для алюминиевых двигателей, не образуют накипи и налета. Такие незамерзайки предназначены для машин до 2001 года выпуска. В зависимости от состава, бывают красными либо розовыми. Надобности в их замене нет около 5 лет.
  3. G12+. ОЖ, которые работают и на формирование пленки-защиты в местах появления коррозии, и на предотвращение ее возникновения (то есть действуют также в профилактических целях). Достичь подобного получилось благодаря усовершенствованной совокупности присадок с ингибирующими коррозию веществами на базе карбоновых кислот. G12+ – примечательный вариант для авто с мощными моторами, сильно нагревающимися в ходе работы. Такие антифризы рекомендованы для ТС до 2008 г., хотя не исключено их применение и для современных автомобилей. Замене они подлежат, спустя 5 лет эксплуатации или каждые 200000 км пробега.
  4. G12++. Лобридные антифризы, появившиеся в 2008 году. Предусматривают органическую основу и немного минеральных ингибиторов. Соединяют преимущества органических и неорганических присадок. Образуют очень тонкую пленку, реализуют точечную защиту поверхностей ДВС от коррозии, расходуются только в тех случаях, когда актуализируются коррозионные очаги. Срок эффективной работы лобридных ОЖ – до 10 лет.
  5. G13. Последнее из существующих поколений антифризов, в которых вместо этиленгликоля используется не столь токсичный пропиленгликоль. Экологичность обеспечивается, за счет более оперативного разложения после задействования. Примечательные характеристики позволяют применять жидкости G13 в авто с мощными форсированными двигателями, в том числе и в спорткарах. Междусервисный интервал – десятилетие.

Обратите внимание: вышеописанные G-классы жидкостей охлаждения сертифицированы автоконцерном Volkswagen. Помимо автомобилей VW, они полностью подходят для таких марок, как Audi, Bentley, Bugatti, Ducati, Lamborghini, Seat, Skoda и Porche. Ориентация исключительно на ваговские стандарты может быть губительной для других моторов, в том числе многих японских и американских марок авто. Поэтому о G-классах нужно знать, но не воспринимать их как единственно верное решение во всех ситуациях. Таким образом, оптимальным вариантом будет руководствоваться допусками ОЖ, которые указаны в технической документации конкретного транспортного средства.

Присадки и их функциональные роли в антифризе/тосоле

Присадки в антифризе представляют собой химические соединения, которые добавляются в состав с целью улучшения характеристик жидкости и обеспечения более эффективной и надежной работы системы. Они выполняют различные функции и могут включать в себя разнообразные вещества. Разработчики антифризов тщательно подбирают присадки, чтобы удовлетворить специфические потребности системы охлаждения автомобиля.

Основные функции присадок в антифризе:

  • повышение теплоотдачи, улучшение теплопроводности материала. Присадки-теплопроводники улучшают способность антифриза передавать тепло от двигателя к радиатору, что реализует более эффективное охлаждение. Это особенно важно тогда, когда ДВС работает при высоких нагрузках или в жарких климатических условиях;
  • предотвращение коррозии. Антикоррозионные компоненты (коррозионные ингибиторы) защищают металлические детали охлаждающей системы от ржавчины и коррозии. Это, в первую очередь, актуально в регионах с агрессивными климатическими условиями и при использовании воды плохого качества. Но, в целом, практически ни один современный антифриз не производится без добавок с данным функционалом. В частности, производители используют силикат, бензоат или нитрит натрия, ортофосфорную кислоту, фосфат натрия двузамещенный и др.;
  • поддержание стабильного рН антифриза. Это важно для предотвращения коррозии и надлежащего функционирования системы в целом. Различные типы антифризов могут иметь разный уровень рН, и присадки-регуляторы рН помогают его регулировать;
  • повышение срока службы жидкости для охлаждения. Присадки способны делать тосол или антифриз более долговечным и стабильным при различных условиях эксплуатации. Это означает, что автомобилистам не приходится слишком часто менять ОЖ, что экономит время и деньги;
  • снижение пенообразования. Добавки-пеногасители (антипенообразователи) стоят на страже вспенивания, которое может быть весьма серьезной проблемой для системы охлаждения. Пена способна препятствовать нормальному циркулированию жидкости и ухудшать охлаждение;
  • препятствование кавитации. Этот физический процесс формирования разрывов (пустот) в жидких средах может сильно навредить системе охлаждения. Он способен негативно сказываться на трубопроводах, гильзах цилиндров и других участках. Близость пузырьков к металлическим поверхностям приводит к их порче. Также актуализируются ослабления креплений, искривления резьб, разгерметизация уплотнений, в результате чего мотор постепенно теряет работоспособность. Антикавитационные присадки призваны препятствовать всему упомянутому.

Как видите, присадки играют важную роль в антифризе, обеспечивая его эффективность и надежность. Они улучшают теплоотдачу, предотвращают коррозию, поддерживают стабильный рН и увеличивают срок службы антифриза. При выборе антифриза для вашего автомобиля важно учитывать состав и наличие соответствующих присадок, чтобы обеспечить надлежащее охлаждение и защиту системы от вредных факторов.

Тосол, антифриз и вода: смешивать или нет?

Разделим этот пункт на два подпункта. Первый – смешивание разных жидкостей между собой. Второй – сочетание антифризов с водой.

Итак, что касается первого… Допустимо ли смешивание разных по составу ОЖ? Такая возможность определяется техусловиями и стандартами производителя автомобиля. Если создание двух жидкостей было выполнено на основе разных тех. стандартов, то их составляющие могут вступать в нежелательные и заранее непредвиденные взаимодействия. И защитные, и другие важные характеристики антифризов могут теряться. В будущем может дать о себе знать немало проблем, в частности коррозионные повреждения системы, появление трещин на патрубках, возникновение шлаков и осадков, забивание радиатора и др. То есть, разные группы антифризов смешивать не рекомендовано. Группа доливочного материала должна быть той же, что характерна уже используемой жидкости.

Здесь хотим вас предостеречь. Если две жидкости имеют одинаковый цвет, это совсем не говорит об идентичных составах и возможности смешивания без негативных последствий.

Нужно четко понимать, какие материалы с какими допустимо сочетать. А если есть сомнения и нет в доступе четко подходящего антифриза, при необходимости долива жидкости в охлаждающую систему лучше использовать дистиллированную воду. Самый же надежный путь – промывка системы + замена антифриза на новый, соответствующий рекомендациям производителя. Но не смешивание непонятно чего с чем.

Теперь по поводу второго… Когда речь идет о возможности/невозможности компонировки охлаждайки с водой, то, даже немного погрузившись в вопрос, можно понять, что такова допустима. Но следует учитывать некоторые моменты. Во-первых, воду доливать можно исключительно дистиллированную. Во-вторых, в таковом случае не стоит рассчитывать на полную эффективность ОЖ. Чем большим будет разбавление, тем меньшей эффективность – это закономерно. К тому же, t замерзания жидкости повысится, а t кипения наоборот снизится. Поэтому смешивание антифриза и воды имеет место быть, но лишь как временная мера для увеличения объема жидкости в системе. Как только появится возможность, следует долить подходящий антифриз или тосол либо же осуществить полный слив жидкости с последующей полной заменой.

Антифриз или тосол – что лучше и чему отдать предпочтение?

Отвечая на этот вопрос и, в целом, подводя итоги, хотим сказать следующее: лучше всего то, что рекомендовано производителем конкретного автомобиля. Если возьмете тосол, то должны отдавать себе отчет в том, что разница между тосолом и антифризом не исключена. Что тосол по своим свойствам равнозначен антифризам G11, немного слабее, нежели G12 и G12+, а в сравнении с G12++ и G13, хуже по всем пунктам.

Утверждение о лучшести того или иного жидкого охладителя не может быть однозначным. Вот это всегда хорошо, а это плохо – так говорить неправильно. У всех ОЖ есть свои плюсы и минусы, определяемые условиями задействования, параметрами эффективности, широтой действия, финансовой компонентой и т.д. Выбирая жидкость, отталкивайтесь от руководства по эксплуатации своей машины. То, что рекомендует производитель и что указано в справочной информации к ТС – не пустые слова.

Также наш вам совет: обращать внимание на состав предлагаемых продавцом антифризов. Есть компоненты, присутствие которых те или иные автомобильные бренды запрещают в составе охлаждающих жидкостей. Например, у Volkswagen под запретом бораты и фосфаты. А в составе продуктов, которые предлагают отечественные производители, их нередко можно встретить, поскольку так получается снизить себестоимость.

Тосолу или другому антифризу отдать предпочтение – выбор остается за вами. Но помните, что правильный выбор охлаждайки в сочетании с ее своевременной заменой – важное предусловие долговечной бесперебойной работы двигателя, без надобности решать дополнительные проблемы и терпеть лишние финансовые издержки.

Если остались вопросы, пишите или звоните нам. Номер телефона и прочие контактные данные указаны на сайте.

Компания занимается реализацией химических реактивов и сырья, лабораторного оборудования, посуды, мебели и другой продукции более 20 лет

Заказ звонка
Спасибо за Ваше обращение. Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Произошла ошибка при отправке письма. Свяжитесь пожалуйста с менеджером.