Соль техническая для посыпки дорог, противогололедные реагенты

Соль техническая для посыпки дорог, противогололедные реагенты

Для кого-то зима – любимое время года, которое с нетерпением ждут из-за многочисленных праздников, заснеженных пейзажей, особой атмосферы и по многим другим причинам. Кто-то зиму, мягко говоря, недолюбливает и каждый раз с приходом холодов жаждет как можно быстрейшего возвращения теплого времени. Несмотря на такое кардинально отличающееся отношение к зимнему периоду, обязательно найдутся точки соприкосновения. В положительном ключе это могут быть, например, продолжительные выходные, возможность провести больше времени с родными и близкими людьми. В отрицательном – покрытие дорог и тротуаров снегом и льдом, что существенно снижает безопасность транспортных средств и пешеходов. Этот аспект мы с вами и рассмотрим в данной статье. Посмотрим в суть проблемы и узнаем о возможных вариантах ее решения.

Как бороться с гололедом?

Когда господствуют морозы, вьюги и снегопады… Когда уличный термометр оповещает о снижении температуры ниже нуля градусов… Когда все это накладывается на интенсивное движение в городах, на трасах и т.д., с каждым новым зимним сезоном появляется одна и та же большая «головная боль». Снег покрывает места движения автомобилей и пешеходов, снежное покрытие уплотняется, после подтаивает, образуется ледяная корка, на которую опять же выпадает снег и так далее, и все по кругу. Если коммунальные службы не срабатывают правильно и своевременно, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий и число посетителей в травмпунктах, которые не смогли устоять на скользких тротуарах. Порой не спасает даже надлежащая зимнему периоду экипировка машин и самая антискользящая обувь. И хотя за работу берутся муниципальные снегоуборщики, даже если задействуются большие объемы снегоуборочной техники, минимизировать негативные ситуации удается далеко не всегда.

Описанная проблема характерна для многих стран, и Украина – не исключение. В разных регионах для ее решения практикуют отличающиеся способы. Если взять, к примеру, Норвегию, то там под асфальтом прокладывают теплокоммуникации. Тротуары Северной Японии подогревают за счет электроэнергии. Улицы финских и норвежских городов зачастую посыпают гранитной крошкой, которую с приходом весны убирают. Необычный вариант для борьбы с гололедом используют в американском городе Энкени (штат Айова) – посыпка дорог чесночной приправой.

А как же обстоят дела у нас? Раньше основу антигололедной борьбы представлял тандем песка и технической соли. Этот противогололедный комплекс обеспечивал хорошее сцепление с дорожным полотном и тротуарами. Он доступный, быстро действующий. Пропорцию смеси можно варьировать. Какие-либо специфические условия хранения смеси соли с песком не нужны. Но есть обратная сторона медали. Такой материал может содержать немало мелких частиц и глинистых включений, провоцирующих на дороге снежно-песчано-соляное месиво. Если же, с целью подобное предотвратить, использовать более чистый фракционный песок, цена продукта увеличится. Помимо этого, после завершения зимы песок, оставшийся на дорогах, засоряет ливневую канализацию и загрязняет газоны. У коммунальщиков появляется надобность очищать водостоки. Из других минусов: слипание смеси в куски при t ниже 20 ℃, ухудшающее равномерность распределения, повышенные нормы расхода, по сравнению с другими противогололедными реагентами, в т.ч. с чистыми хлоридами. Последние являются более эффективными и самыми целесообразными на сегодняшний день для борьбы с гололедицей в Украине.

Противогололедные реагенты: назначение, виды, применение

Противогололедными/антигололедными реагентами (ПГМ) именуются специальные материалы, предназначение которых заключается в уменьшении/устранении скольжения проезжей части и тротуара, в противодействии атмосферным осадкам, в борьбе со снегом, льдом и гололедом. Разрушение льда происходит посредством хим. реакций. Активные вещества при соприкосновении с поверхностью, которая подлежит обработке, плавят ледяную корку, проходят вглубь наледи, разрушая ее структуру и не допуская повторное замерзание. Дальше образовавшуюся кашу легко убрать механическим путем. Особенно незатруднительно завершить процесс очистки, если обрабатывается небольшая площадь, например, собственный приусадебный участок.

Так как количество автомобилей неуклонно растет, движение в городах постоянно увеличивается, потребность в противогололедных реагентах как надежном способе максимизации безопасности не подлежит сомнениям. Их применение актуально как коммунальными службами, так и владельцами частных домов.

Какими бывают ПГМ?

Они выпускаются самыми разными. Могут отличаться решаемыми задачами и актуальными местами задействования: на дорогах с разными типами покрытий, в парках, скверах и других зеленых участках, на пешеходных зонах, тротуарах, в дворах и даже на крышах для снижения нагрузок на конструкции зданий.

По состоянию антигололедные продукты бывают твердыми (сыпучими) и жидкими (растворами).

По типу действия – фрикционными (природными), основывающимися на силе трения, и химическими, обеспечивающие необходимые реакции между солями как действующими компонентами и осадками, в результате чего t замерзания воды опускается к показателю, который ниже естественного. К фрикционным принадлежат песок, гранит и щебень, к химическим – главным образом, отдельные соли или их совокупности с различными присадками:

Помимо этого, существуют комплексы фрикционных и хим. реагентов. Взять хотя бы ту же вышеупомянутую смесь технической соли и песка.

Современным химическим противогололедным реагентам, включающим активные хим. компоненты, отводится особое место, поскольку они имеют целый ряд преимуществ:

  • оптимальны для устранения наледи даже при экстремально низких температурах;
  • не засоряют канализацию после окончания холодного сезона;
  • сопровождаются экономичным использованием, ввиду низкой точки плавления снега;
  • не содержат примесей, которые не подлежат растворению;
  • обладают уменьшенным коррозийным воздействием, благодаря сниженной агрессивности;
  • оперативно плавят наледь;
  • экономят время на приготовление рабочего материала, чего не скажешь все о той же песочно-соляной комбинации;
  • являются экологичными.

Качество современных ПГМ высокое. Производители подбирают такие пропорции, которые позволяют балансировать пользу в борьбе с гололедом и негативы для окружающей среды. Перед тем, как выйти на рынок, каждый продукт получает оценку по степени влияния на здоровье человека, природу (воду, почву, растения) и коммуникации. Для повышения безопасности потребителю предоставляется информация об оптимальном количестве и способе использования: сколько химиката брать и как применять, чтобы очистка дороги/тротуара была эффективной и без вреда для окружения.

Плюс в этом сегменте по сей день не прекращаются разработки. Производители все время совершенствуют противогололедные материалы, делая акценты еще на дополнительном повышении работоспособности и экобезопасности. Ведь, как известно, расти всегда есть куда.

Основной процент состава наиболее популярных антигололедных реагентов занимает хлорид натрия. Дополнением могут выступать хлориды кальция, магния, калия и иные соединения. Из химических продуктов, в которых преимущественная часть приходится на один компонент, большим спросом пользуются техническая соль, хлористый кальций и хлорид магния Бишофит. Если рассматривать нехимические составы, то на фоне других ярко выделяется гранитная крошка. Она отлично спасает от сильного гололеда и стоит доступно, что, в принципе, покрывает такой ее минус, как необходимость уборки весной.

Как выбрать ПГМ?

При выборе противогололедного реагента следует учитывать покрытие, которое предстоит обрабатывать, требования экобезопасности инфраструктуры и температурный режим.

Характеристики продукта, которому стоит отдать предпочтение, таковы:

  • низкий расход, максимизирующий выгоды использования;
  • большая плавящая способность, обеспечивающая эффективное устранение снега и льда;
  • быстродействие;
  • стойкость к отрицательным температурам;
  • незатруднительное применение;
  • оптимальный период хранения с возможностью заблаговременных закупок необходимых объемов реагента без опасения, что тот потеряет свои свойства.

Применение противогололедных реагентов

Технологический алгоритм использования хим. материалов для борьбы с гололедом таков:

  • определение норм расхода на основе толщины гололедного шара;
  • разбрасывание реагента по поверхности с как можно более равномерным распределением;
  • уборка образовавшейся массы;
  • подсушка покрытия.

Для получения наилучшего результата применение ПГМ должно основываться на принципах своевременности, равномерности нанесения реактива и тщательности уборки продуктов разрушения гололедных образований.

Отметим, что актуально не только избавление от наледи, но и ее предупреждение. Последнее, к слову, является самым эффективным и перспективным вариантом применения химикатов. Предупреждать гололед целесообразно в моменты возможного его интенсивного образования, в частности под конец осени и с приходом весны, когда t окружающей среды находится в диапазоне -6-0 ℃. В данном случае антигололедный реагент, распределенный по дорогам и тротуарам заблаговременно, не дает формироваться сплошному гололеду, что вдвое сокращает количество этапов работы, следовательно снижает трудозатраты.

Соль техническая как антигололедный реагент

Соль техническая, содержащая минимум 96-97 % хлорида натрия (NaCl) – классический надежный противогололедный материал, один из ключевых инструментов борьбы с гололедом, специальный увеличитель сцепления колес со льдом, защитник от повышенного скольжения. Функционирует по принципу плавления льда и создания рассола, на котором наледь уже не может формироваться. Застывающая масса приобретает антискользящие свойства. Техническая соль – материал, наиболее часто используемый для посыпки автодорог и тротуаров, с целью удаления обледенелости. Она отлично предотвращает аварии и травмы пешеходов, провоцируемые падениями на льду.

В отличие от пищевой соли, техническая характеризуется более крупным помолом и, как правило, увеличенным количеством сторонних примесей. Она сильно концентрирована. Цвет – белый, но минеральные компоненты, присутствующие в ее составе, могут давать желтый, серый и розовый оттенки. Запаха не имеет. Не токсична и не несет опасности взрыва.

Основные тех. параметры:

  • теплота растворения при эндотермической реакции – 1,18 ккал/моль;
  • t эвтектики – -21,2 ℃; 
  • массовая доля крупиц ∅ до 4,5 мм – 85 %.

Расход соли для расплавления грамма льда при t -2, -5, -10 и -20 ℃ составляет, соответственно, 0,04, 0,08, 0,16 и 0,285 г.

Главные достоинства технической соли для посыпки дорог, тротуаров и пешеходных зон заключаются в дешевизне и доступности. Контактируя со снегом, она полностью его растапливает, в кратчайшие сроки устраняет наледь. Мега эффективна в температурном диапазоне до -15 ℃ и сохраняет свои свойства даже при -30 ℃. Срок ее годности неограничен, что позволяет использовать ее нерастраченные запасы в последующие сезоны. Соль как ПГМ не вредит здоровью. Примечательна легкостью определения актуальных пропорций и элементарностью применения, отсутствием надобности привлекать дорогостоящую спецтехнику. Функционально она превосходит многие иные типы ПГМ. Поэтому уже давно, активно и успешно используется во многих странах, где соответствующий климат актуализирует проблему гололеда.

Рассказывая о преимуществах технической соли, для полноты картины нельзя закрыть глаза на недостатки. Если после посыпки соль не убирается, а остается на дорогах и тротуарах, большие ее объемы попадают в почву и вредят растениям. В дополнение она способна разъедать колеса и кузовные части автомобилей, приводить в негодность обувь пешеходов. Благо, можно минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду, тщательно соблюдая рекомендации по эксплуатации.

Для общего ознакомления: техническая соль имеет весьма широкий спектр применения. Помимо роли антигололедного реагента для ЖКХ и дорожных хозяйств, она важна для строительства: задействуется при изготовлении силикатного кирпича, интенсифицирует гидратацию, схватывание и усадку цемента. Также применяется при водоподготовке, в металлургии, нефтегазовом комплексе, химической, текстильной и целлюлозно-бумажной отраслях.

Хлорид кальция для борьбы с гололедом

Хлорид кальция (хлористый кальций, CaCl₂) технический с различными модифицирующими добавками – еще один популярный противогололедный реагент, быстродействующий ПГМ премиум-класса. Выпускается в гранулированной или порошкообразной форме без резких ароматических параметров. Имеет белую окраску, возможно, с незначительным оттенком. Содержание действующего вещества – 94-98 %.

Данный реагент получил распространение, ввиду высокоэффективности при очень низких температурных показателях. Он превосходно работает даже в экстремальные тридцатиградусные морозы, поэтому активно задействуется для обработки дорог и улиц до -35 ℃.

Плюс хлорид кальция примечателен экологичностью, пролонгированным действием (блокирует образование льда и налипаний снега до двадцати часов) и низким расходом (меньше на треть, по сравнению с тех. солью), что минимизирует эконагрузку хлоридов на внешнюю среду. Благодаря тому, что хлористый кальций без промедлений проникает в ледяную глубь, формируя рассол, и очень быстро, где-то за 10-60 минут, разрушает (растапливает) снег и лед, препятствует появлению снежно-ледяного наката, его применение возможно на любой поверхности. В связи с полным растворением, после уборки он не оставляет следов на асфальте и тротуарной плитке, не вредит бетонным покрытиям, повышает срок эксплуатации дорог и иных территорий с твердым покрытием. Также не несет вреда почве, а наоборот улучшает ее состояние, удобряет кальцием, активно вытесняя натрий, в случае применения ранее технической соли. Безопасный, не проявляет токсичность по отношению к людям и животным. Не формирует токсинов в воздушном пространстве и сточных водах.

Дополнительные преимущества могут обеспечиваться, в зависимости от присутствующих модификаторов. Так, к примеру, карбонат кальция способствует антикоррозионному и биофильному эффектам.

Чтобы установить, как и сколько хлористого кальция использовать для борьбы с обледенением в конкретном случае, необходимо учесть температуру и влажность воздуха, толщину снега и льда, интенсивность осадков и движения на определенном участке. Предварительно можно протестировать материал на небольшой площади.

Обратите внимание: хлорид кальция, чтобы предотвратить гололед, можно использовать перед снижением температуры на улице и во время снегопада.

Кальцинированные противогололедные реагенты подходят для применения как коммунальными хозяйствами, так и частными гражданами. Последним достаточно прикупить на сезон всего несколько мешков материала, чтобы всю зиму легко и быстро противостоять наледи вокруг дома, не беспокоясь о своей безопасности. Примечательно, что за время хранения хлористый кальций не поддается слеживанию при соблюдении минимальных правил, сохраняет 100 %-ную рассыпчатость.

Противогололедный реагент хлорид магния Бишофит

Еще один антигололедный реагент, о котором мы хотим вам поведать – хлористый магний Бишофит (MgCl₂). Он известен как один из наиэффективнейших и щадящих. Это, наверное, самый безопасный ПГМ, который можно представить. Имеет вид белых чешуйчатых заостренных гранул специальной формы. Иногда может присутствовать светло-серый либо желтоватый оттенок. Является магниевой солью со многими микроэлементами. Уникальный природный продукт с весьма приемлемой ценой.

Бишофит начинает работать сразу же, как контактирует с влагой воздуха и наледью. При топлении гранул выделяется тепло, расплавляющее лед. Материал улучшено крепится на обрабатываемой поверхности, благодаря особой форме частиц. Глубже и ускореннее проникает в ледяную толщу, провоцируя ее измельчение. Получается масса, ухудшающая сцепление льда и покрытой им поверхности. Обледенение разрушается, издавая при этом специфический потрескивающий звук. После этого приходит время уборки снежных накатов и наледи.

Хлористый магний показывает отличные результаты как барьер для образования льда. Когда он попадает на чистую поверхность, формирует пленку-защиту, которая в течение следующих суток препятствует снегоналипанию и гололеду. То есть получается такой себе антифриз, снижающий t кристаллизации, по сравнению с водой. Окончательный эффект зависит от количества осадков: если их не слишком много – никакой лед не возникает, если же много, плюс еще слишком холодно – хорошо понижается сцепление с дорожным покрытием.

Преимущества данного противогололедного продукта многочисленны:

  • возможность применения в широком охвате минусовых температур;
  • эффективность при t -35 ℃;
  • оперативность уборки снега, ледяной корки и наката;
  • быстрое и глубокое проникновение вглубь льда с его отрывом от дороги (плавление ледового слоя в пять раз выше, по сравнению с технической солью);
  • подходимость для автомобильных путей, пешеходных участков, ступенек и т.д.;
  • экономичность, низкий расход (на 50-60 % меньше, чем у соли);
  • непроявление вреда для автомобилей и конструктивных дорожных элементов;
  • неразрушение асфальтного полотна, ввиду незамерзания при попадании в поры асфальта;
  • отсутствие разрушающего влияния на бетонные покрытия, что актуализует его использование для обработки мостов;
  • незагрязнение обуви, асфальта, тротуарной плитки;
  • самая низкая коррозионная активность по отношению к черным металлам и минимальное воздействие на цветные;
  • экологичность, не вред, а польза для растений, необразование токсинов в почве, воздухе и стоках, безопасность для людей и животных, следовательно возможность использования даже на территориях больниц, школ и детских садов. ПГМ Бишофит – наиболее безопасный из всех имеющихся на сегодняшний день. Может использоваться без ограничений.

На этом, пожалуй, можно и закончить рассмотрение вопроса о противогололедных реагентах. Чем и как бороться с наледью на дорогах и тротуарах, ясно как белый день. Что остается? Правильно! Успешно применять полученные знания на практике, чтобы морозная снежная зима приносила только радость и ничего, кроме нее.

Заказ звонка
Спасибо за Ваше обращение. Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Произошла ошибка при отправке письма. Свяжитесь пожалуйста с менеджером.