Полез лак на авто: как восстановить лак кузова? Инструкции и качественная химия

Полез лак на авто – что делать и какие средства использовать?
О такой необходимости, как защитить автомобильный лак, задумывается далеко не каждый автовладелец. Как говорится, пока жареный петух не клюнет, то и в голову не придет, что нужно действовать заранее. А вот когда уже облез лак на авто, и это существенно ухудшило какую-то кузовную деталь, да и вид машины в целом, тогда да, вопрос, что делать, актуализируется сам по себе – подается четкий визуальный сигнал, что есть проблема. И не считаться с ней уже не получится.
Лакокрасочному покрытию автомобиля характерно не только выполнение декоративной функции, но и оказание влияния на общую защищенность кузова от внешних факторов, таких как ультрафиолетовое излучение, осадки и химические реагенты на дорогах. Однако, со временем лак может начать шелушиться, терять глянец или вовсе облазить, что становится не только эстетической проблемой, но и угрозой для сохранности кузова. Если на сохранение и восстановление лака на автомобиле не обращать достаточно внимания, это может вылиться в дорогостоящий даже не локальный, а полный перекрас транспортного средства. Еще это может крайне отрицательно сказаться на его стоимости при продаже.
Сегодня мы поговорим о том, почему так происходит, почему лак может облезать, возможно ли это предотвратить, и если да, то как именно. Также о том, как правильно действовать, когда проблема, с которой многие водители сталкиваются, уже дала о себе знать. Вы узнаете, как восстановить лак на авто и какие средства для этого используются. Вы сможете для себя понять, когда можно справиться самостоятельно, а когда лучше обратиться за помощью к профессионалам, чтобы маляр выполнил свою работу как следует, сохранив ваши силы и нервы. То есть речь пойдет обо всем том важном, что касается облезания автомобильного лака. Почему? Можно ли не допустить? Как решать проблему? Подробно обо всем – дальше.
Причины, почему облазит лак на авто
Лаковое покрытие автомобиля со временем может подвергаться воздействию ряда факторов, способствующих его износу и отслоению. Вот самое распространенное из того, что может сказываться во время эксплуатации:
- механические повреждения. Царапины от мелких камней, которые сталкиваются с кузовом в ходе движения, а не только оказываются на лобовом стекле, неосторожная мойка и другие механические факторы могут приводить к появлению микротрещин. Со временем сквозь эти трещины влага и грязь проникают под лак, вызывая его отслоение;
- химические реагенты. Соли, которыми посыпаются дороги зимой, а также агрессивные моющие средства могут постепенно разрушать сначала лак, а затем и краску, если автомобиль не получает должного ухода. Это делает его более уязвимым к другим негативным воздействиям;
- солнечное излучение. Постоянное влияние ультрафиолета приводит к выгоранию лака, его высыханию и потере эластичности. Это одна из главных причин, почему он может начать отслаиваться;
- неправильное ремонтирование. Если лакокрасочные работы выполнялись некачественно, без соблюдения технологических требований (в частности, без необходимого температурного режима, с несоблюдением межслойной сушки) и без использования надлежащих материалов, это может привести к тому, что новый лак начнет шелушиться гораздо раньше заводского. Неоправданно экономная перекраска или ее непрофессиональное выполнение – то же самое, что быстрый повторный ремонт и еще больше затрат. Некачественный дешевый лак в основном хуже сцепляется с краской и более склонен к отслаиванию. Просроченный, неправильно нанесенный или недостаточно просушенный лак, его длительное нахождение до задействования (в ходе хранения/доставки) при низкой температуре либо вообще использование несовместимых между собой материалов, а также несоблюдение пропорций, даже если совместимых – вот целый перечень причин, которые могут спровоцировать преждевременное шелушение;
- несвоевременная/слишком редкая мойка. Что только не оказывается на кузове автомобиля при его жизни. Это и разнообразная дорожная грязь, и птичий помет, и многое другое. И если есть трещины, скол или другие повреждения лакокрасочного покрытия, все загрязнения без своевременного устранения через слабые места спокойно проходят во внутреннюю структуру, активируют процесс отслаивания, делая свои грязные дела и добавляя вам головную боль;
- чрезмерно упорное стремление к чистоте. Другая сторона медали, полярная к предыдущему пункту. Как и во многих других вопросах, в случае с уходом за авто, недостаточно – плохо, но и что слишком – то не здорово. Нужно искать баланс, к тому же это касается не только частоты, интенсивности очистки, но и силы химического воздействия используемых очищающих средств. Если хоть с чем-то переборщить, а тем более, если делать это регулярно, ухудшение качества лака (помутнение, истирание и т.п.) не заставит себя долго ждать;
- естественный износ. Даже при идеальных условиях эксплуатации (а бывают ли такие вообще?), со временем любое, даже наилучшее, покрытие становится более хрупким, теряет свои свойства из-за старения материалов под влиянием осадков, температурных перепадов и другого. Не исключено, что машине уже много лет и срок службы лака просто исчерпал свои ресурсы.
Что бы не послужило причиной возникшей проблемы, медлить с ее решением не стоит.
Что делать, если полез лак на автомобиле
Прежде чем разбираться в вопросе «полез лак на авто – что делать?», первое, на чем следует сосредоточить внимание – это уровень повреждения. Начинайте именно с оценки масштабов ситуации. Это важный доремонтный этап. Тщательно осмотрите машину, используя фонарик. От того, насколько сильно будет нужно исправить облезший лак на авто, зависит, стоит ли приступать к работе самостоятельно, в собственном гараже (пострадали незначительные участки) или лучше обратиться к профессионалам, чтобы была задействована специальная покрасочная камера (есть существенная отслойка покрытия).
Вот три степени, на которые можно условно поделить проблемы с автомобильным лаком, так сказать, основные уровни тяжести проблемы:
- Начальный. Характеризуется минимальными полосами или пятнами, на которых отсутствует лаковый глянец, а отслаивание находится на самом старте. Здесь вполне реально справиться с авто своими руками с помощью полироля.
- Средний. Трещины и отслоения больших размеров с открытием краски на этих участках. В таких случаях уже может возникнуть потребность в локальной подкраске компонентов, имеющих некрасивый вид. Сами будете делать или обратитесь к мастеру – зависит от ваших знаний и навыков.
- Значительный. Или широкое шелушение. Большие зоны, где облез весь лак на отдельных элементах или по всему кузову – самая плохая ситуация. Скорее всего, авто понадобится полностью перекрашивать. Локальные манипуляции как ни крути – не дадут достойных результатов.
Теперь о том, что же именно делать, если лак полез. И начнем с самого простого сценария, когда можно обойтись только полировкой.
Полировка – прекрасное решение, когда наблюдается начальное шелушение с потерей блеска. Она позволяет удалить окисленные части, восстановить гладкость и сияние. Так что если вы заметили, что начал облазить лак, не стоит откладывать решение этой проблемы. Есть несколько шагов, которые помогут вам восстановить покрытие кузова и остановить дальнейшее разрушение:
- подготовка поверхности. Для восстановления лака поверхность нужно тщательно подготовить. Это означает снятие лака с автомобиля (удаление старого слоя на поврежденных участках), очистку кузова от загрязнений, пыли и жирных пятен с помощью специальных средств, чтобы избежать новых царапин на поверхности. В частности, хорошо показывает себя глина для глубокой очистки кузова, справляясь с устранением даже стойких и невидимых засорений;
- применение полироля. Современные средства этой видовой категории в большинстве своем прекрасно справляются с возложенными на них задачами. Полируя поверхность, они восстанавливают блеск, устраняют неровности и возвращают автомобилю привлекательность. Маскировочные и цветовосстанавливающие, жидкие, пастообразные, аэрозольные и другие полироли для маскировки мелких недостатков, создания идеально ровного слоя и восстановления лаковой поверхности просты в использовании, эффективны и при правильном выборе, с учетом состава и потребностей, могут стать настоящей палочкой-выручалочкой.
Обращайте внимание на цветовую гамму полиролей. Для цветных авто лучше выбирайте универсальные варианты. Следите за вхождением в состав средства абразивных компонентов, ведь именно они устраняют с поверхности дефекты. Крайне важно использовать полироль для кузова авто правильно, следуя инструкциям производителя, выполняя работу в нужных условиях и при подходящем температурном режиме. Применяйте рекомендуемые количества средства и реализуйте надлежащую скорость нанесения, чтобы добиться наилучшего результата.
Как исправить шелушение краски на авто
Если лак облазит, имеет глубокие трещины, начал шелушиться вместе с краской, процесс восстановления становится сложнее, требует большего внимания и точности, поскольку сейчас речь идет не только о работе с лаковой поверхностью, но и о реконструкции красочного слоя (локальное окрашивание). Вот что следует сделать в такой ситуации:
- удалить старые ЛКМ. Первым этапом является полное удаление поврежденной краски и лака. Это можно сделать вручную: можно зашкуривать наждачной бумагой или использовать специальные химические средства для снятия краски;
- подготовить поверхность к основной работе. Подготовка – это база, без которой нельзя. Она состоит из таких процессов, как зачистка, обезжиривание и маскировка, а также шпатлевание (если нужно) и грунтование. Грунт помогает обеспечить надежную адгезию между кузовом и новой краской;
- покрасить. Наносить новый слой краски необходимо максимально приближенный к оригинальному цвету автомобиля. Это немаловажный аспект, ведь от точности подбора цвета зависит общий вид машины;
- полакировать. Когда краска высохнет, настанет черед нанесения нового слоя лака, который и краску будет защищать, и глянец обеспечит.
Учтите, что устранение проблем с шелушением краски требует большего перечня рабочих инструментов и материалов. Вам понадобятся наждачная бумага разной зернистости, обезжириватель и малярный скотч, например, для страховки стекла. При глубоких царапинах потребуется шпатлевка. Также не обойтись без грунтовки, автоэмали и лака. А для их нанесения нужны краскопульты или наполненные краской/лаком аэрозольные баллончики (если обрабатывать необходимо небольшие участки). Как вариант, в некоторых случаях можно использовать карандаш для авто (компактное реставрационное средство для подкрашивания машины).
Чтобы локально красить получалось как следует, важно обладать определенным опытом и навыками. Не совсем уверены в собственных силах – обратитесь как клиент к мастеру, который сможет выполнить работу профессионально, обеспечив высокое качество и продолжительность сохранности хорошего результата ремонта.
Какие средства необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля
Первое, что здесь приходит в голову – непосредственно сам лак, не так ли? Он может задействоваться для локального восстановления покрытия, обновления какого-либо элемента и при полной покраске кузова. Нанесение лака обеспечивает красивое зеркальное сверкание и защиту автоэмали от атмосферных осадков, температурных перепадов и механических воздействий, следовательно от появления царапин, потертостей и иных дефектов. Помимо прочего, автолак призван защищать ТС от преждевременного возникновения ржавчины. Грамотный выбор данного материала – важная предпосылка предотвращения многих кузовных проблем при дальнейшей эксплуатации машины.
Автомобильные лаки изготавливаются из смол или синтетического сырья. Бывают целлюлозными, акриловыми, глифталевыми, полиуретановыми, металлизированными и акрилполиуретановыми. Есть в продаже в банках и аэрозольных баллончиках. Выбирать следует, с учетом этих характеристик, а также особенностей кузова и автомобильной эмали.
Второе – полироли. Мы уже о них говорили. Но хотим еще дополнить и расширить эту подтему. Для полировки автомобиля могут использоваться полироли и компаунды – материалы, содержащие абразивы (например, оксид алюминия или диоксид кремния) для контролируемого устранения микроскопических объемов покрытия. Они выравнивают и сглаживают верхний слой, максимизируя эстетичность кузовных деталей. Это их основное предназначение. Они не являются финишными продуктами и не защищают, как, например, воски и силанты. Однако сегодня можно купить универсальные средства, так называемые полировальные пасты 2в1 или 3в1, которые, кроме сглаживания и выравнивания, выполняют и другие задачи. Все зависит от их состава. Так, если присутствуют растворители (ацетон, изопропиловый спирт или ксилол), такие продукты хорошо справляются с удалением окислений и других загрязнений. Если в состав добавлены воски (карнаубский либо полиэтиленовый), это помогает добиваться максимизации блеска, заполнять микрозавихрения и создавать слой-защиту.
Кроме, собственно, абразивных полиролей, а еще восковых, существуют средства, в основе которых лежат полимеры и смолы: акриловые, уретановые, силиконовые. Полимерные полироли считаются наиболее стойкими и обладают выраженными защитными свойствами. Отличная стойкость к механическим воздействиям и влаге – это о них. Все благодаря тому, что, застывая, они формируют прочный и гладкий внешний слой, устойчивый не только к грязности, дождю, но и к граду, и к химическим средствам от оледенения дорог.
Выбирая полироль, обращайте внимание и на другие составляющие, ведь от них зависит и само использование средства, и обеспечиваемая эффективность при дальнейшей эксплуатации авто. Чтобы была обеспечена повышенная эластичность защитной пленки, производители добавляют в полироли пластификаторы: фталаты (дибутилфталат). Для ускорения процесса применяются катализаторы: олеиновая, лимонная, стеариновая, уксусная кислоты и амины. Для препятствования накоплению пыли, уменьшения статического заряда и предотвращения царапин во время вытирания остатков полироля – антистатические агенты: бензалкония хлорид, цетилпиридиний хлорид, тетраалкил аммониевые соли. А для достижения максимально глубокого и насыщенного блеска автоповерхностей в полироли могут добавляться наноматериалы: наночастицы диоксида кремния.
Вообще так называемая нанокерамика – защитное автомобильное покрытие последнего поколения. За пределами полиролей она консервирует кузов после полировочных работ. Слой, образующийся на машине в результате ее нанесения и взаимодействия с лаком на молекулярном уровне, прекрасно защищает лакокрасочное покрытие от дальнейших отрицательных внешних воздействий.
Еще хотим обратить внимание на такой продукт по уходу за кузовом автомобиля, как глейз. Он может служить компонентом полироля или выступать отдельным средством. Зачастую он не абразивен. Его роль заключается не в физическом воздействии, а в оптическом выравнивании покрытия путем заполнения и маскировки мелких дефектов. После его нанесения на поверхности формируется прозрачный слой, через который ЛКП выглядит влажным и глянцевым. А если поверх глейза нанести еще и воск, то можно добавить плюсик к эстетичности последнего. Однако помните: глейз – это не о долговременной защите. Для сохранности такой обработки без дополнительного защитного слоя сверху не обойтись.
Силант – еще одно средство для обработки лакокрасочного автомобильного покрытия. По своим свойствам он близок к глейзу, однако более устойчив и лучше защищает от загрязнений. Выступая герметиком для краски, он также реализует защиту от воздействия ультрафиолетового излучения, влаги, кислот. Благодаря гидрофобности хорошо отталкивает воду и противостоит тому, чтобы грязь оседала на кузовных элементах. Таким образом продлевается период сохранности чистоты кузова и нивелируется потребность использования агрессивных средств для его очистки. Нередко силанты компонируются с восками, что дает лучшее заполнение лаковых дефектов и повышает визуальные характеристики обработки.
Ну и еще несколько слов отдельно о восках, представленных на автомобильном рынке. Они бывают твердые, жидкие и аэрозольные. Как и глейзы, выравнивают оптическое восприятие поверхности, создают гладкое прозрачное покрытие, заполняя и маскируя световые дефекты. В них отсутствуют абразивы, соответственно они применяются не для корректирующей, а для финишной обработки. Основное, что отличает воски от глейзов – обеспечение защиты от внешних воздействий, хоть и непродолжительное.
Профилактика шелушения лака на машине
Надеемся, с вопросом, как восстановить лак на авто, теперь все ясно. Верим, что, если вы будете самостоятельно выполнять работу ответственно и с использованием соответствующих материалов, у вас все получится. Вместе с тем стремимся, чтобы такие задачи представали перед вами как можно реже. А для этого не надо пренебрегать профилактикой шелушения лака.
Чтобы избежать проблем с лакокрасочным покрытием в будущем, следует соблюдать несколько простых правил ухода за автомобилем:
- регулярная мойка. Мойте автомобиль не реже одного раза в две недели, особенно в зимний период, когда дороги посыпают солью. Во избежание повреждения лака используйте мягкие губки (не жесткие щетки) и неагрессивные моющие средства (специальные автошампуни). По этой же причине обходите (или, точнее сказать, объезжайте) стороной низкокачественные автоматические мойки;
- оперативное устранение локальной грязи. Если увидели на кузове значительное загрязнение, локализованное в одном месте, например, последствия птичьей жизнедеятельности, возьмите влажную салфетку и уберите, не дожидаясь, пока поедете на мойку;
- защита от ультрафиолета. По возможности паркуйте автомобиль в тени, на крытой парковке или используйте специальные чехлы, чтобы защитить лак от прямого солнечного излучения. Также задумайтесь над использованием средств для обработки поверхности, содержащих УФ-стабилизаторы, такие как бензофеноны;
- нанесение защитных покрытий. Регулярное нанесение полимерного воска (раз в месяц-квартал) поможет в сохранении глянца лака и создаст дополнительный защитный слой от механических и химических повреждений. Также вы можете рассмотреть возможность нанесения керамического покрытия. Оно тоже заботится о защите кузова, отталкивая грязь и защищая от выцветания;
- своевременное выполнение ремонта. Если появились царапины или другие повреждения лака, не времените с их ремонтом. Чем быстрее вы устраните дефекты, тем меньше шансов, что лак начнет шелушиться, проложит себе канал для более существенных негативов. А еще ориентировочно с годовой периодичностью осуществляйте профилактические меры по возобновлению – и ситуация не ухудшится до немыслимых масштабов, не понадобится выполнять снятие лака с автомобиля и прочие последующие восстановительные манипуляции.
Следуя этим простым и одновременно важным рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы лакированной поверхности вашего авто и избежать обращения в автосервис из-за надобности дорогого ремонта, который актуализируется под влиянием внешних факторов. Будьте внимательны к рассмотренному аспекту – и ваша машинка будет радовать вас не только технической исправностью и комфортом вождения, но и эстетическим видом долгие годы.