Можно ли смешивать тосол и антифриз?

Можно ли смешивать тосол и антифриз?
Можно ли смешивать тосол и антифриз – достаточно распространенный вопрос, ответ на который важно знать каждому автомобилисту. Почему? Потому что система охлаждения двигателя, которая, собственно, и предусматривает применение охлаждающей жидкости – это одна из важнейших частей автомобиля, напрямую влияющая на его производительность и долговечность. Ошибки в выборе или использовании ОЖ могут привести к серьезным поломкам, поэтому необходимо разобраться в этом вопросе наверняка.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое тосол, а что собой представляет антифриз, в чем разница между данными охлаждающими жидкостями. Выясним, возможно ли смешивание этих двух автомобильных продуктов и что будет, если все-таки решить их соединить. Поговорим о вариантах, рисках и возможных последствиях, а также об альтернативах. Одним словом, детально разберем все нюансы, чтобы у вас больше никогда не возникало недопонимания о возможности смешивания тосола и антифриза.
Что такое тосол и антифриз?
Начнем, конечно же, с азов. А именно: что такое тосол и антифриз? И то, и другое представляет охлаждающие жидкости – важнейшие составляющие обеспечения надежной работы двигателя. Используется для предотвращения перегрева двигателя и защиты системы охлаждения от коррозии. Оба этих продукта имеют схожие функции, но отличаются составом и некоторыми эксплуатационными характеристиками.
Тосол – это разновидность ОЖ, разработанная еще в СССР. Торговая марка из советских времен, объединяющая разные технические жидкости для автомобильной и машиностроительной отраслей. Основным компонентом тосола является этиленгликоль, соединенный с дистиллированной водой и дополненный специальными присадками для предотвращения коррозии и пенообразования. Тосол рассчитан на использование в автомобилях соответствующего производства и адаптирован к суровым климатическим условиям. Синий может применяться при температуре до -40 ℃, а красный – до -65 ℃. Надеемся, здесь все понятно. А что насчет антифриза?
Антифриз – это более общий термин, обозначающий все охлаждающие жидкости, включая тосол (то есть второй является разновидностью первого). Однако современные антифризы имеют улучшенную структуру и применяются в автомобилях любых марок. Они могут быть изготовлены на основе этиленгликоля или пропиленгликоля, а также они содержат пакеты органических и неорганических присадок для повышения эксплуатационных характеристик: защитных, пленкообразующих, антипенных, противокавитационных, антикоррозийных и др.
Следует отметить, что существуют вариативные классификации современных антифризов, основанные на стандартах качества. Возможность их применения в том или ином случае согласовывается с производителями авто в результате испытаний и тестов на машинах разных марок (Skoda, Seat, Audi, Ford и др.). Пожалуй, самым популярным из этих классификаций является разделение от Volkswagen: охлаждающие жидкости стандартов G11, G12 и G13. Именно эти обозначения следует учитывать при выборе антифриза, а не, как долгое время считалось, его цвет.
G11 и G12 – это ОЖ, производимые, как и тосол, на основе этиленгликоля, а вот продукты стандарта G13 изготавливаются уже из пропиленгликоля. Во всех случаях базовый компонент разбавляется дистиллированной водой и дополняется собственным пакетом присадок, сходным по назначению, но отличающимся по хим. составу.
Почему возникает вопрос о смешивании тосола и антифриза?
Вот именно, почему? Одно и другое – охлаждающие жидкости, эффективно выполняющие свою работу. Оба изготавливаются из двухатомного спирта, преимущественно из этиленгликоля. Вроде бы, нет никаких предпосылок беспокоиться по поводу того, что заливать в систему охлаждения. Казалось бы, что есть в доступе, то и можно использовать. Ведь теоретически разные этиленгликолевые составы должны смешиваться без проблем. Да и этиленгликолево-пропиленгликолевые смеси по идее не должны «кусаться», в связи с родственностью базовых ингредиентов. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Читая дальше, вы узнаете почему, в чем могут заключаться нюансы. А сейчас разберемся, откуда же берется потребность в смешивании.
Кто-то может спросить: неужели сложно посмотреть рекомендации автопроизводителя и следовать им, не создавая себе проблем? Несложно, но есть ряд причин, иногда побуждающих автомобилистов идти иным путем.
Частые причины смешивания
Чаще всего к выводам, что можно смешивать тосол с антифризом, приходят по таким причинам:
- Нехватка одной из жидкостей. Многие автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда уровень охлаждающей жидкости внезапно падает (утечка через прокладку термостата, поломка трубки возврата в расширительный бак или другое), и под рукой нет той же марки или типа продукта, что уже залит в систему. Тогда заливают то, что есть.
- Незнание различий. Некоторые автовладельцы ошибочно считают, что тосол и антифриз – это полностью и всегда одно и то же, просто синонимические названия одного материала, и поэтому допускают их смешивание.
- Стремление к экономии. В попытке сэкономить средства, автомобилисты смешивают остатки тосола и антифриза, вместо того чтобы купить новую порцию одной из жидкостей.
Мифы о смешивании охлаждающих жидкостей
Вокруг охлаждаек существует немало мифов. Их весомая часть приходится именно на аспекты, касающиеся смешивания:
- одинаковый состав. Существует мнение, что тосол и антифриз стандартов G11 и G12 можно смешивать, так как они производятся на основе этиленгликоля. Однако это упрощенное представление игнорирует различия в присадках. Вещества, входящие в разные пакеты, могут иметь кардинально отличающиеся химические составы, тем самым приводить к нежелательным реакциям. В лучшем случае какой-то компонент просто не выполнит свою функцию. Хотя и это плохо, поскольку нивелируется защита охлаждающей системы. В худшем из-за таких взаимодействий не исключено образование нерастворимых соединений, засорение ими патрубков и отверстий системы, как результат, выведение из строя важных деталей;
- общий цвет. К красному антифризу заливаем красный, к синему – синий и т.д. Все просто. Совместимость будет обеспечена по цветовому признаку – и никаких сложностей. А вот если цвета отличаются, смешивать ни в коем случае нельзя. Миф, который на практике встречается довольно часто. Если ранее цвет был ключевым фактором в выборе ОЖ, то сегодня по такому принципу в систему охлаждения можно залить весьма отличающиеся между собой материалы. Многие автопроизводители отошли от опыта цветовой идентификации, делая акценты на составе, особенно на присадках. Часто с помощью красителя создается разве что иллюзия принадлежности к тому или иному стандарту. Также таким образом может сигнализироваться потенциальная опасность продукта, что характерно любой ОЖ, или привлекаться внимание покупателя. В любом случае цвет – это просто выбор производителя, никак не информирующий ни о качестве, ни о составе. Так что ориентироваться на этот параметр жидкости, решая вопрос о возможности смешивания – та еще лотерея;
- безопасность смешивания, если оно не глобальное. Если долить чуть-чуть, то можно. Некоторые считают, что небольшое количество одной жидкости в другой не повредит системе охлаждения. На практике это все же может привести к проблемам. Причина кроется все в том же – в составе. Неважно, какие объемы разных присадок сочетаются, важна именно их разность. Даже небольшое количество несовместимого химического вещества, попавшее в ранее залитый антифриз, способно изрядно навредить;
- незначительное влияние. Достаточно распространенный миф. Если перефразировать, то он звучит так: смешивание влияет только на цвет жидкости, но не на ее свойства, а какая уж там разница, какого цвета материал находится в расширительном бачке. Это заблуждение, так как, помним, измениться может далеко не только цвет, но и химическая структура, а этого допускать ни в коем случае нельзя.
Можно ли смешивать тосол с антифризом?
Если подумать, то вы, конечно, можете смешать тосол с антифризом. Если приняли такое решение и готовы рисковать – пожалуйста. Никто не запретит вам так сделать. Но стоит ли оно того? Будьте готовы, что что-то может пойти не так, что жидкости окажутся несовместимыми, что существует вероятность вреда для двигателя и охлаждающей системы. И помните: ваш автомобиль – это ваша ответственность. Ремонтировать (платить за ремонт), случись что, придется тоже вам.
Если все еще склоняетесь к мысли допустить смешивание, учтите хотя б следующее: обе жидкости – и та, что уже есть в системе, и та, которая планируется на дозаливание – должны принадлежать к общему классу. Возможность смешивания разных ОЖ (и тосола в том числе) по большей части определяется совместимостью присадок, их наименований, входящих в пакет, а также их количеством, балансом, способствующим синергетическому антикоррозионному эффекту. Нарушив оптимальное соотношение, вы серьезно рискуете значительно ухудшить свойства антифриза.
Рассмотрим возможность смешивания тосола с разными классами антифризов:
- тосол и G11. Если с чем и сочетать тосол, так это с антифризом G11. Оба продукта происходят приблизительно из одного временного промежутка. Более того, советская ОЖ была разработана именно как альтернатива к G11. И то, и другое имеет этиленгликолевую основу. У обеих жидкостей – почти аналогичные защитные составы;
- тосол и G12. Смешивание данных материалов нежелательно, поскольку они имеют существенные различия в пакетах присадок. Да, основа у них одинаковая, этиленгликолевая, но добавки с большой вероятностью могут нейтрализовать действие друг друга или вступить в химический конфликт. Если иного выхода нет и срочно нужно ехать, смешать можно, но какое именно поведение будет у присадок в каждом конкретном случае, предугадать не сможет никто;
- тосол и G13. Тот случай, когда смешиванию следует сказать категорическое «нет», если вам не наплевать на состояние охлаждающей системы автомобиля. Эти две жидкости никак не совместимы, смешивать их между собой запрещается. В данном случае не исключено негативное взаимодействие не только присадок, но и этиленгликоля с пропиленгликолем. Что получится на выходе, кто его знает, но точно ничего хорошего.
Влияние на двигатель и систему охлаждения
Смешивание тосола и антифриза с несовместимыми составами способно привести к значительным проблемам, влияющим как на долговечность двигателя, так и на стабильность работы всей системы охлаждения. Велика вероятность следующих нежелательных последствий:
- плохая работа охлаждающей системы. Присадки, входящие в структуру тосола и антифриза, разрабатываются с учетом их индивидуального действия. При смешивании они могут вступить в реакцию друг с другом, приводя к изменениям химического состава антифриза, что чревато выпадением осадка и снижением эффективности охлаждения. Забивая каналы радиатора, этот осадок ухудшает циркуляцию жидкости, что закономерно пагубно сказывается на работе системы;
- перегрев двигателя. Логичное негативное последствие, плавно вытекающее из предыдущего. Система не функционирует так, как надо. Измененные характеристики жидкости (нехарактерная вязкость, чрезмерное пенообразование и др.) не позволяют ей как следует отводить тепло от двигателя. Теплообмен между двигателем и радиатором становится менее эффективным. Это существенно повышает риск перегрева двигателя, особенно при высоких нагрузках;
- коррозия системы охлаждения. В случае несовместимости компонентов, добавки, предотвращающие коррозию и образование накипи, утрачивают свои свойства. Это увеличивает риск разрушения внутренних металлических поверхностей системы охлаждения. Ускоряется коррозия металлов, из которых осуществлено изготовление радиатора, трубок и других элементов. В результате снижается срок их службы и увеличиваются расходы на ремонт;
- износ водяного насоса. Несовместимость жидкостей также может повысить нагрузку на водяной насос, из-за чего он быстрее изнашивается. Это особенно опасно при длительных поездках, когда насос работает на максимальных оборотах.
Таким образом, смешивание тосола и антифриза не только снижает эффективность охлаждающей жидкости, но и способно приводить к серьезным поломкам. Избежать этого можно, строго следуя рекомендациям производителей автомобилей и используя только совместимые жидкости.
Рекомендации производителей автомобилей
Большинство производителей автомобилей не рекомендуют смешивать охлаждающие жидкости разных типов и марок. Это связано с тем, что каждый продукт имеет уникальную совокупность ингредиентов, адаптированную под определенные условия эксплуатации. В структуру антифризов разных брендов могут входить самые разнообразные комплексы добавок, органических и неорганических, как классических для данной группы продуктов, так и нового поколения. Смешивание, как мы уже не раз упоминали, чревато разной степени ухудшениями свойств антифриза, что несет немалую опасность для охлаждающей системы и двигателя. Так что любой автопроизводитель скажет вам, что лучший вариант, если нужен долив – применять ту же жидкость, что уже залита в систему.
Ориентировка на рекомендации производителя – 100 % верный подход к делу. Выбирая антифриз для своего авто и принимая решение о возможности смешивания разных материалов, ориентируйтесь на требования руководства по его эксплуатации. Сервисная книжка – в помощь. В ней производителем предоставляется вся необходимая информация по применению автомобильных жидкостей, которая ему известна. В ней вы всегда можете посмотреть, какая марка антифриза рекомендована в результате успешных тестов и испытаний, какие нюансы возможны в случае с теми или иными продуктами. Или, как вариант, в сервисной книжке может быть указан класс подходящей охлаждающей жидкости. А на упаковке антифриза нередко можно увидеть информацию о том, есть ли несовместимость с другими ОЖ, и если да, то с жидкостями каких классов именно.
Что будет, если смешать тосол и антифриз?
Смешивание тосола и антифриза может показаться удобным решением в экстренной ситуации, однако такой шаг несет в себе серьезные риски. Он может привести к негативным последствиям для системы охлаждения автомобиля и к сопутствующим проблемам, а может и не привести. Тут все зависит от того, с каким именно антифризом смешивать тосол. Значение имеет не только то, какое число идет после буквенного обозначения «G», но и, в частности, то, минеральный это антифриз, органический или лобридный. А также то, какими присадками обогащена рецептура конкретного производителя. Одним словом, нюансов, определяющих конечный результат, немало. Так стоит ли рисковать?
Чтобы подытожить, приведем перечень вероятностей, которые характерны такому смешиванию, предотвратить каковы не так уж и просто, если в подробностях не разобраться, что к чему. Что будет, если смешать тосол с антифризом – вы должны знать о всех возможных рисках и только на основе этого принимать окончательное решение.
Риски и возможные последствия
Несовместимость компонентов этих жидкостей способна нарушить работу системы охлаждения, что негативно скажется на двигателе. Чтобы избежать дорогостоящих поломок, важно понимать возможные последствия такого сочетания:
- образование нерастворимого осадка и загрязнение системы с последующей забивкой каналов радиатора охлаждения и его поломкой;
- увеличенные нагрузки на водяной насос, надобность ему работать в условиях нестабильного давления и циркуляции, как результат, интенсификация его выхода из строя;
- пенообразование в охлаждающей системе, что критично влияет на эффективность охлаждения, препятствует нормальной циркуляции жидкости и ухудшает теплообмен;
- неэффективное охлаждение из-за изменения теплопроводности жидкости, чреватое перегревом и повреждениями двигателя (деформацией ГБЦ, задырами на поршнях и цилиндрах, дефектами на колпачках клапанов и маслосъемных кольцах…);
- коррозия таких технических участков, как радиатор, трубки, какой-либо патрубок и другие металлические части, осадок и повышенная нагрузка на систему охлаждения, что в комплексе приводит к протечкам, снижению защитных свойств и сокращению срока службы всех ее компонентов.
Как правильно заменить тосол или антифриз без смешивания?
Чтобы избежать смешивания и его негативных последствий, особенно если доливать необходимо более трети объема, лучше всего осуществлять полную замену ОЖ. Ее правильное выполнение возможно при соблюдении следующих действий:
- предварительно подготовить авто к процедуре (поставить машину в удобном месте, заглушить мотор и дать ему полностью остыть, поднять капот);
- слить старый отработанный продукт из системы охлаждения (открыть сливной кран радиатора и дать всему антифризу вытечь в заранее подготовленную тару);
- помыть систему очищенной водой или специальным раствором для очистки (залить очищающий материал внутрь, запустить мотор и дать ему поработать 10-15 минут, заглушить машину и устранить очиститель из системы), при необходимости повторить очистку такое количество раз, какое обеспечит вытекание из системы чистой прозрачной субстанции;
- заправить свежий антифриз, соответствующий требованиям вашего автомобиля (постепенно влить новую ОЖ через горловину теплообменника или компенсационного резервуара до достижения необходимого уровня);
- прокачать систему, чтобы удалить воздушные пробки и тем самым обеспечить равномерное охлаждение двигателя (запустить силовой агрегат для функционирования на холостом ходу и включить отопитель на максимум, время от времени увеличивать обороты). В процессе прокачки также важно контролировать уровень антифриза и при необходимости осуществлять его доливку;
- выключить мотор и закрыть крышку радиатора/расширительного бачка.
Важно! Чтобы избежать неожиданных проблем и не знать, что делать в ситуации, когда уровень ОЖ недостаточный, а под рукой нет необходимого материала, просто периодически контролируйте объем охлаждающей жидкости. Оптимально – каждые 5-7 тыс. км. А в случае обнаружения недостатка своевременно доливайте соответствующий антифриз или тосол в систему, и так, пока доливка будет актуальной. Когда же срок использования материала истечет (как правило, этот период составляет 1-3 года), не пытайтесь что-то изобретать и хитрить, просто запланируйте и произведите полную замену. Так будет надежнее и безопаснее.
Надеемся, ознакомившись с нашим материалом, вы расставили для себя все точки над «і» в вопросе, можно ли мешать тосол с антифризом. Старайтесь не пренебрегать тем, что смешивание этих жидкостей способно привести к серьезным проблемам в системе охлаждения автомобиля. А это уже немалая причина, чтобы так не делать. Правильно подбирайте охлаждающие жидкости и следуйте рекомендациям производителей. Помните, что в случае необходимости замены жидкости лучше полностью слить старую и залить новую, подходящую по характеристикам. Такой подход обеспечит долгую и надежную работу вашего автомобиля.