Пошук

Как делают свечи

виготовлення свічок

Свечи… Эти небольшие изделия с многовековой историей и необычайно разнообразным применением имеют немалое значение в различных сферах человеческой жизни. Пожалуй, главное историческое их предназначение – служить светоисточниками: от времен до нашей эры и вплоть до начала XX столетия, когда распространение получили электролампы накаливания, свечи повсеместно применялись для освещения. Использоваться с этой целью они могут и сегодня, но происходит это уже куда реже. Еще одно исторически сложившееся применение – измерение времени (отмеривание часовых засечек, создание боя при помощи грузиков и металлических поверхностей). Наряду с солнечными и песочными часовыми механизмами свечи нередко использовались как устройства для временеизмерения, вплоть до того, когда появились более совершенные в этом плане устройства – механические и электронные часы.

В наше время лидируют иные назначения, а именно:

– декорирование. Свечи задействуются как декор, украшение, в частности, и для организации романтической обстановки;

– ароматизация. Наполнение помещений различными запахами: как натуральным природным запахом пчелиного воска, так и всевозможными искусственно внедренными ароматами;

– создание праздничной атмосферы. Свадьба, День всех влюбленных, День рождения – эти и другие праздники зачастую не обходятся без свечей. Они – популярный атрибут именинного торта (сколько лет выполняется имениннику, столько, как правило, разнообразных форм, цветов, размеров свечей, установленных в торт и предварительно зажженных, им и задувается). На православных венчаниях задействуются венчальные свечи, белые и вытянутые. Они не только необходимы для церковных ритуалов, но и являются объектами различных суеверий.

Но не только венчания, все иные религиозные церемонии христиан, иудеев и буддистов (церковные службы, крестины, освящения помещений и т.д.) также предвидят задействование свечей. И объясняется это верой в целебную, очистительную силу огня.

Свечи не только непосредственно применялись во все времена и активно используются в современном развитом мире вопреки появлению множества инновационных изобретений для выполнения сходных задач. Они еще и повсеместно становились источниками вдохновения мастеров, работающих в различных направлениях и жанрах, ложились в основу многих произведений искусства: изобразительных, литературных, музыкальных, архитектурных и т.д. Кроме этого, свеча – один из символов медицины. А вообще символика у нее – широчайшая: от света в жизненной тьме до божественного небесного огня.

Что же такое свеча с технической точки зрения? Как делают свечи и каких видов они бывают? Какие материалы для этого используют? На эти вопросы найдете ответы далее.

Свеча – это, как правило, небольшое цилиндрическое изделие, произведенное из твердого сырья, поддающегося горению, и фитиля, размещенного по всей высоте центра цилиндра. Если церковные свечи преимущественно имеют стандартизированный внешний вид (цвет, форму и другие параметры), отличаясь чаще всего размерами, то форма, окрас и дизайн декор-свечей ограничиваются разве что лишь полетом фантазии мастера.

На сегодняшний день эти изделия производят как на больших предприятиях, так и в достаточно значительных объемах в мастерских при церквях, монастырях и прочих религиозных учреждениях. При желании каждый из нас может сделать свечу-другую в домашних условиях. Но это скорее не для того, чтобы получить в свое распоряжение изделие, а с целью проявления собственного креатива.

Технологические моменты. Самые первые свечи изготавливались в глиняных емкостях, в которые помещали сало и жиры. Фитилем выступала щепка дерева или часть каната. Это было полностью ручное изготовление. Первые мастерские многообъемного производства, появившиеся в XV веке, стали задействовать литейные формы. Лишь в ХІХ столетии был сконструирован поточный аппарат для свечеизготовления, состоящий из нескольких цилиндров, в которые происходила заливка воска. Выемка созданной продукции осуществлялась при помощи специальных пистонов. Аналогичные конструкция и метод работы свойственны современному оборудованию – спец. станкам, комплектованным электромоторами, облегчающим труд, сокращающим время изготовления и повышающим производительность.

В целом, производство представляет собой многоэтапный процесс: от переработки воска или иного исходного материала (разрубка кругляков меда, расплавление, пропуск сквозь сита с целью очищения, разлив по противням, разрез на куски и размещение в станках, комплектация фитилем, формирование изделий и т.д.) до упаковки готовых изделий. Для его выполнения необходимы помещение/помещения (зависимо от производственных мощностей), специальное оборудование и соответствующее сырье. Специалист, работающий над созданием свечей, должен обладать специфическими навыками, знаниями и умениями.

Классификация свечей

Устройство и применение данных изделий дают разделение на следующие виды:

– хозяйственные. Наиболее простые, доступные и распространенные. Главное сырье для создания – неокрашенный средне- или высокоочищенный парафин. Форма – цилиндрическая, цвет – белый (с полупрозрачностью или непрозрачностью). Используют такие свечи, обычно, когда отключают электричество или отсутствует источник электроэнергии. Для достижения устойчивости их устанавливают в подсвечники;

– столовые. По форме похожи на предыдущий вид: удлиненный ровный цилиндр или конус. Отличием является применение разнообразных красящих веществ для достижения эстетичности. Среди подвидов: классические, витые и ароматические. Предназначение – создание особой атмосферы и колорита на всякого рода мероприятиях в быту и общественных заведениях;

– пеньковые. Им свойственен значительный диаметр. Потребности в подсвечнике нет, они и так устойчивы. Остальные характеристики соответствуют таким столового вида: для получения необходимого окраса берутся пигменты, для запаха – ароматизаторы. Стоит отметить и экономичность пеньковых изделий, ведь парафин, расплавляясь, формирует нишу, а не течет по свечке книзу;

– церковные. Материал, являющийся классикой жанра – пчелиный воск. В ряде случаев к нему могут домешиваться парафин или стеарин. Являются такие свечки тонкими и длинными изделиями, а применяются в ритуальных целях;

– чайные, или свечи-таблетки. Второе название обусловлено специфической формой. Заливка происходит в компактную емкость из алюминия. Фитиль по сравнению с тем, который берется для других видов, намного короче. Данные изделия могут использоваться как самостоятельно (например, для создания светокомпозиций), так и в декоративных осветительных приборах, ароматических лампах. Они самые экономичные, ведь парафин, плавясь, остается в околофитильной зоне и сгорает в полной мере;

– декоративные. Здесь могут задействоваться самые разные материалы и комплектующие (бусины, ленты, кофейные зерна, блестки, ракушки, цветы, фрукты, ягоды, детали из пластика, металла, древесины…), задача которых – способствование созданию эстетического внешнего вида. Эти изделия могут быть разноцветными, иметь самые изощренные формы, являться сувенирными статуэтками и т.д.;

– гелевые. Самые эстетичные и, так сказать, нарядные. Для их создания берется глицерин, желирование которого происходит при помощи желатина или иного аналогичного материала. Масса из геля характеризируется прозрачностью и преимущественно не имеет цвета. Сгорая, такие свечи не распространяют запахи. Расплавление и заливка материала для данных изделий происходят, чаще всего, в сосуды из стекла, на дне которых могут находиться все те же бусинки, ракушки, разноцветный песок и т.д.;

– уличные. Их применение предусматривается на улице. Пикники, отдых на даче и природе, разнообразные шоу-программы нуждаются в задействовании именно специальных уличных изделий. В состав таких свечей могут входить пиротехнические материалы, благодаря которым горение дополняется усилением-ослаблением пламени, цветовым разнообразием, в частности, и его изменением, искрами, звездопадами и прочими спецэффектами;

– тростниковые. Тусклые сальные изделия, фитилем для которых служит тростниковая сердцевина;

– неоновые, или электродекоративные. Хотя их и именуют свечами, по своей сути они таковыми не являются. Это разрядные лампы, работающие по следующему принципу: лампа с двумя пластинками из металла внутри заполняется неоном, в результате чего между этими пластинками в одном месте возникает недолгий заряд, который длится всего 2-4 секунды, далее он исчезает, появляясь в другом месте. Так создается эффект, как будто мерцает свеча;

– насыпные. Это изделия последних разработок в виде гранулированного полуфабриката. Диаметр гранул составляет 1-5 мм, в зависимости от применяемого сырья и вида гранулятора. Среди достоинств: любые возможные размеры и различные емкости, выступающие подсвечниками.

Сырье для производства свечей

Итак, мы уже упоминали выше, что классические свечи производятся из пчелиного воска. Однако сегодня это далеко не единственный исходный материал. Популярностью пользуются и парафин, церезин, стеарин, пальмовый воск, глицерин, жир, гель и другие легкоплавкие, горючие твердые вещества. Также задействуются всевозможные отдушки (ароматизаторы) и красители.

В отечественной практике наиболее распространено применение парафина, церезина и стеарина, поэтому об этих материалах поговорим немного детальнее.

Парафин. Многофункциональное углеродное хим. соединение, получаемое из нефти и поддающееся в процессе производства очистительным манипуляциям разной степени. Очищенный парафин, из которого и создают свечную продукцию, представляет собой не имеющее цвето-вкусо-ароматических характеристик вещество. На ощупь он жирноватый, в воде не растворяется, однако растворению поддается в маслах (минеральных и при нагревании в растительных). Ему свойственны низкая проводимость тепла и плавление при t 40-65 °С. Подходит для создания любых видов свечей. Часто используется совместно со стеарином.

Церезин. Воскообразное вещество в виде массы однородной структуры. По цвету похоже на пчелиный воск: имеет окрас от светло-желтого до коричневого. Запах отсутствует. Растворение в воде и этаноле не происходит. T размягчения, как правило – 75 °С и больше, t плавления – 65-88 °C. В свечном производстве данный материал позволяет:

– увеличивать температуру плавления изделий;

– повышать теплоустойчивость и механическую прочность;

– обеспечивать сохранность форм, минимизировать оплываемость;

– продлевать и улучшать горение (дым и копоть не возникают, изделие не деформируется, расплавленная масса не попадает в огонек, фитиль сгорает равномерно);

– улучшать цвет свечи и его сохранность в течение длительного периода.

Продукция получается ровной, гладкой и блестящей. Ее можно применять при повышенной t окружающей среды. Объемы брака при хранении сокращаются, а срок эксплуатации увеличивается.

Стеариновая кислота. Не имеющее цвета или белое воскообразное вещество с едва ощутимым запахом. Растворяется в спирте, эфире, трихлорметане, дисульфиде углерода; в воде не растворяется. Получают данный продукт из сырья жировой и нефтяной природы. T плавления составляет примерно 69 °C. Часто при изготовлении свечей используется совместно с другими жирными кислотами, например, пальмитиновой. Как правило, эту субстанцию дистиллируют с целью очистки. А предпочтение ей отдают ввиду наибольшей тугоплавкости среди жирных кислот.

Что касается фитиля – одного из главных компонентов свечи – то им, как правило, выступают сухие х/б жгуты разной длины и диаметра, скрученные в косичку. Фитиль незначительного диаметра (1,5 мм) подходит для тонких изделий диаметром 10-15 мм, фитиль до 2 мм – для продукции размером до 30 мм, более толстый фитиль – для широких свечек, диаметр которых составляет 30 мм и более.

Здесь немалое значение имеет пропитка воском, растворами селитры, нашатыря, борной кислоты. Она позволяет обеспечивать сгорание фитиля по мере уменьшения размера свечи, создание пламени определенного размера, отсутствие чрезмерного потрескивания и соответствие предвиденному применению.

Добавки для производства свечей

Бура (тетраборат натрия). Белая кристаллическая порошкообразная масса, сформированная бесцветными прозрачными кристаллами. Ею обрабатывают свечной фитиль для получения светло-зеленого пламени, а также чтобы предотвратить его быстрое обгорание, обеспечить лучшее горение и нестекание основного сырья.

Также для этой цели может использоваться борная кислота (бесцветный кристаллический материал, не имеющий запаха, малорастворимый в воде). Кроме того, она выступает эмульгатором (загустителем), позволяет создавать цветное пламя. Но если свечи производятся из натуральных материалов, пропитывать данной кислотой фитиль не рекомендуется.

Соль каменная. Твердый рассыпчатый продукт, состоящий из бесцветных кристаллов (в массе белого цвета). Бывает разного помола и степени чистоты. Может содержать примеси иных минеральных солей, придающие внешнему виду специфические оттенки. Используется, обычно, в декоративных целях. Может выступать основой для так называемых соляных светильников. Придает пламени оранжевый окрас.

Чтобы получить цветное пламя, при изготовлении фитиля, кроме упомянутых добавок, используют и другие, среди которых:
– сульфат калия.
 Белые горько-соленые кристаллы, хорошо растворимые в воде. Дают фиолетовый/темно-лиловый окрас;
– сульфат магния.
 Белая гигроскопичная порошкообразная масса, растворимая в этиловом спирте, глицерине и диэтиловом эфире; не растворяется в диметилкетоне. Применяется для получения белого пламени;
– хлорид  кальция безводный.
 Белые высоко гигроскопичные кристаллы, растворяющиеся в воде разной температуры по-разному. Данное вещество позволяет создавать голубое пламя.

Другие соединения для достижения цветности огня: хлорид меди (как и хлорид кальция, дает голубой окрас), сульфат меди и квасцы (зеленое), хлористый стронций (красное), хлорид калия (пурпурное), хлорид лития (розовое).

Теперь вы знаете, как делают свечи, какое сырье и добавки для их производства можно использовать. Если остались вопросы, обращайтесь к нашим консультантам – получите на них квалифицированные и основательные ответы!

Поделиться



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *